Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 

 



4.5. Использование фар ближнего света в дневное время

Введение


Многие ДТП происходят из-за того, что участники движения вовремя не обнаруживают друг друга или вообще не замечают. Это относится и к ДТП в темное время суток и к ДТП в дневное время. Поэтому видимость транспортного средства является одним из факторов, влияющих на количество ДТП (Attwood, 1981; Rumar, 1980; Helmers, 1988).

Глаз реагирует на контрасты и изменения контрастов в поле зрения. Когда условия освещенности сильно затруднены, как например, в сумерки, в дождливую погоду или туман, труднее обнаруживать все элементы дорожного движения. Ослепляющий свет от солнца, находящегося низко над горизонтом, также затрудняет различение элементов движения. Подобные условия более характерны для стран, расположенных в северных широтах, чем для других стран (Скандинавский совет по безопасности дорожного движения, 1976; Koornstra, 1993).

Пользование фарами ближнего света автомобилей при любых условиях освещенности сокращает количество ДТП с несколькими участниками за счет увеличения видимости и, следовательно, увеличения возможности своевременного обнаружения автомобилей.


Описание мероприятий


В § 15 норвежских правил дорожного движения записано: "При движении на механическом транспортном средстве должны всегда включаться фары дальнего или ближнего света или разрешенные световые сигналы". К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мопеды и мотоциклы. Влияние применения фар на мопедах и мотоциклах рассматривается в п. 4.6.

С 1 января 1985 г. в Норвегии введено обязательное пользование фарами ближнего света. На новых автомобилях фары ближнего света включаются автоматически с поворотом ключа зажигания. Требование об автоматическом включении фар ближнего света было отменено при заключении договора ЕЭС, однако, большинство продавцов автомобилей продолжает пока поставлять их с автоматически включаемыми фарами ближнего света. Предписание об обязательном пользовании фарами ближнего света на всех автомобилях введено с 1 апреля 1988 г.


Влияние на аварийность


Имеется ряд исследований влияния применения фар ближнего света на автомобилях на аварийность. Результаты, рассматриваемые в данном разделе, основываются на следующих исследованиях:

Allen og Clark, 1964 (США).
Allen, 1965 (США).
Cantilli, 1965 (США).
Cantilli, 1970 (США).
Andersson, Nilsson og Salusjаrvi, 1976 (Финляндия).
Allen, 1979 (США).
Andersson og Nilsson, 1981 (Швеция).
Attwood, 1981 (Канада и США).
Stein, 1985 (США).
Vaaje, 1986 (Норвегия).
Sparks, Neudorf og Smith (Канада).
Hocherman og Hakkert (Израиль).
Elvik, 1993 (Норвегия).
Hansen, 1993 (Дания).
Kuratorium fur Verkehrssicherheit, 1993 (Австрия).
Sparks, Neudorf, Smith, Wapman og Zador, 1993 (Канада).
Arora, Collard, Robbins, Welbourne og White, 1994 (Канада).
Hansen, 1995 (Дания).
Hollo, 1995 (Венгрия).

Имеются два типа исследований. В первом типе исследований рассматривается влияние применения фар ближнего света в дневное время на риск ДТП отдельного автомобиля. В другом типе исследований рассматривается влияние обязательного применения фар ближнего света в дневное время на общее количество происшествий в стране. К странам, в которых в настоящее время введено такое предписание, относятся Канада (только новые автомобили), Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Венгрия. На основании вышеуказанных исследований в табл. 4.5.1 приведены результаты оценки влияния применения или предписания о применении фар ближнего света на количество ДТП.

Таблица 4.5.1. Влияние фар ближнего света на автомобиле на аварийность

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Типы ДТП, на которые оказывается влияние Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Влияние на отдельный автомобиль, применяющий фары ближнего света
Все степени тяжести Все типы ДТП -13 ( -18; -8)
Обязательное применение фар ближнего света (увеличение с 35-40% до 85-90%)
ДТП с травмами людей Наезд автомобиля на пешехода -15 ( -17; -13)
Наезд автомобиля на велосипедиста -10 ( -15;-5)
Лобовое или боковое столкновение -10 ( -12;-8)
Наезд сзади +9 (+5; +14)

ДТП с несколькими участниками в светлое время суток

-8 ( -9; -7)

Применение фар ближнего света в дневное время сокращает количество ДТП в светлое время суток приблизительно на 10-15% для тех автомобилей, которые применяют фары ближнего света. Влияние одинаково и на ДТП с материальным ущербом и на ДТП с травматизмом. Введение обязательного пользования фарами ближнего света сокращает количество ДТП с несколькими участниками в светлое время суток приблизительно на 5-10%. Оценка влияния изменяется по типам ДТП. Количество ДТП, участниками которого являются пешеходы и велосипедисты, сокращается. Это же относится и к ДТП вызванными лобовыми или боковыми столкновениями. Напротив, количество ДТП с наездом сзади возрастает. Возможным объяснением этому является то, что тормозные сигналы труднее заметить при включенных задних габаритных огнях (Attwood, 1981; Elvik, 1993).

Цифры, характеризующие влияние введения обязательного применения фар ближнего света, действительны при увеличении степени пользования этими фарами приблизительно с 35-40% до приблизительно 85-90%. Эти цифры являются определяющими для увеличения применения фар ближнего света, отмеченного в скандинавских странах при введении данного мероприятия как обязательного.


Влияние на пропускную способность дорог

Влияние включенных фар ближнего света (в дневное время) на автомобиле на пропускную способность автомобильных дорог не обнаружено.


Влияние на окружающую среду

Применение фар ближнего света приводит к увеличению расхода топлива на 1-2% (Glad, Assum og Bjоrgum, 1985). А это может привести к увеличению выброса выхлопных газов. Замеры, произведенные в норвежском технологическом институте (Оrjasaeter og Bang, 1993), показали, что выбросы СО (окись углерода), НС (углеводород) и СО2 (углекислый газ) в граммах на автомобиль с фарами дальнего света был на 0-2% выше, чем выбросы в граммах на автомобиль без фар дальнего света. Для NOх (окись азота) три из четырех замеров показали увеличение выброса в пределах от 12 до 29%, четвертое измерение показало сокращение на 7%. В среднем увеличение составило приблизительно 14%. Ни одно из указанных изменений в выбросе выхлопных газов не является статистически надежным, однако, результаты свидетельствуют о том, что нельзя исключать увеличение выброса NOx при применении фар ближнего света.


Затраты


Прямые расходы на применение фар ближнего света в дневное время являются относительно небольшими. Прежняя оценка (Скандинавский совет по безопасности дорожного движения, 1976) для скандинавских стран дает следующие суммы расходов на автомобиль в год (в шведских кронах, 1976 г.):


Составляющая расходов Расходы на автомобиль в год (шв. кр. 1976)
Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - обычные фары 15
Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - фары с галогенными лампы 35
Увеличение расхода на лампы накаливания для задних фонарей и стояночных фонарей 5
Увеличение расхода на бензин - обычные фары 25
Увеличение расхода на бензин - галогенные фары 30
Общие расходы в год при применении обычных фар 45
Общие расходы в год при применении галогенных фар 70

В пересчете на норвежские кроны в ценах 1995 г. это даст сумму общих расходов на автомобиль в год приблизительно 110-175 крон.

Канадское исследование (Lawrence, 1995) показало, что суммарные затраты на установку фар дальнего света с автоматическим включением составляют около 6-13 канадских долларов (1990). Затраты, связанные с увеличением расхода топлива оцениваются приблизительно в 0,5 канадских долларов на автомобиль в год. Цены на бензин в Северной Америке значительно ниже, чем в Норвегии, так что эти расходы нельзя сравнивать с расходами в Норвегии. Расходы на установку фар дальнего света в Норвегии составляют 30-70 крон.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятия


Предполагается, что 90% автомобилей в Норвегии регулярно применяют фары дальнего света в дневное время и расходы на это в среднем составляют 175 крон, а общие расходы при введении обязательного применения фар дальнего света в 1995 г. составили приблизительно 320 млн. крон. Далее предполагается, что примерно 50% ДТП с травматизмом, зафиксированных в полицейских протоколах, т.е. 4300 ДТП в год это ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток. 90% применение фар дальнего света может предположительно привести тому, что количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время сократится приблизительно на 10%. Если бы ни один автомобиль в Норвегии не применял фары дальнего света в дневное время, количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток было бы приблизительно на 430 больше, чем в настоящее время. Общественно-экономические потери, связанные с такими происшествиями, можно оценить в приблизительно 860 млн. крон в год. К этому следует добавить выгоду от предотвращения ДТП с материальным ущербом, которую можно оценить приблизительно в 1190 млн. крон в год. Это дает следующую расчетную оценку отношения выгоды и затрат при введении обязательного применения фар дальнего света в дневное время:

Составляющие выгоды и затрат млн. крон в год (1995)
Предотвращение ДТП с травмами людей 860
Предотвращение ДТП с материальным ущербом 190
Затраты на предотвращение ДТП 1050
Расходы на применение фар дальнего света 320
Отношение выгоды к затратам

3,3

Выгода от применения этого мероприятия, связанного с техническим оснащением автомобиля, втрое превышает затраты.

 





 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: