Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 


4.28. Обеспечение перевозок опасных грузов

Введение


Определения


Опасный груз (опасные вещества) - это общее обозначение веществ, которые в силу своих свойств представляют опасность для жизни и здоровья человека, для окружающей среды и материальных ценностей. Опасные грузы включают в себя целый ряд товаров, которые в европейском договоре о международных автомобильных перевозках опасных грузов (сокр. ДОПОГ или договор ADR) подразделяются на 9 так называемых классов опасности (Vegdirektoratet og Direktoratet for brann og eksplosjonsvern, Норвегия, 1994):

1. Взрывчатые вещества и изделия.
2. Газы - сжатые, сжиженные или растворенные под давлением.
З. Огнеопасные жидкости.
4.1. Огнеопасные твердые вещества.
4.2. Самовоспламеняющиеся вещества.
4.3. Вещества, которые при взаимодействии с водой выделяют огнеопасные газы.
5.1. Окисляющие (способствующие распространению огня) вещества.
5.2. Органические перекиси.
6.1. Ядовитые вещества.
6.2. Заражающие вещества.
7. Радиоактивные вещества.
8. Вещества с разъедающим действием.
9. Любое другое вещество, которое при перевозке может привести к вредным последствиям для жизни и здоровья человека, для окружающей среды или материальных ценностей, а также вещества, которые могут оказывать нежелательное или негативное воздействие на безопасность транспортных средств.

Не существует статистики об объеме перевозок опасных веществ перечисленных выше классов по дорогам общего пользования в Норвегии или о том, какую часть общего объема перевозок составляют опасные вещества. Приблизительную картину дает периодическое изучение грузовых перевозок, проводимое Центральным статистическим бюро на основании групп перевозимых грузов. В группировку товаров входят, в частности, такие классы как нефть и нефтепродукты, смола, природный газ и продукты нефтехимии, которые классифицируются как опасные вещества.


В табл. 4.28.1 приводится обзор динамики перевозок опасных грузов с 1978 до 1993 гг. по дорогам Норвегии согласно результатам изучения Центрального статистического бюро (Borger, 1996). Объем взвешен долей всех грузов, которые считаются опасными веществами.

Таблица 4.28.1. Доля опасных веществ из всех товаров, перевозимых на дорогах Норвегии

Мера измерения объема перевозок Процентная доля опасных веществ из всех перевозимых товаров
1978 1983 1988 1993
Объем грузов (т) 4,5 4,8 5,1 7,7

Работа транспорта (ткм)

8,7 9,4 10,5 11,0

Объем перевозок опасных грузов по дорогам возрос с 1978 до 1993 г. В 1993 году опасные грузы составляли 8% от всего объема перевозок в тоннах и 11% объема работы транспорта (т-км). Нет сведений о том, какую долю перевозки опасных веществ составляют из всего объема движения грузового автопарка. Автоцистерны по перевозке огнеопасных веществ составляют 3,5% всего пробега грузового автопарка Норвегии (Borger, 1996).

Директорат пожарной и взрывной опасности (Direktoratet for brann og eksplosjonsvern, DBE) регистрирует ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные вещества в Норвегии. Наиболее точная статистическая информация ведется по перевозкам наливных грузов автоцистернами. ДТП в связи с перевозками опасных грузов регистрируются также другими организациями, в частности, государственной организацией по надзору за загрязнением (Elvik, 1987) с целью ликвидации непосредственных и косвенных последствий ДТП. Однако нет уверенности в том, что все ДТП в связи с перевозкой опасных веществ действительно попадают в регистры DBE. В табл. 4.28.2 приводится общий обзор ДТП с пострадавшими в связи с перевозкой опасных веществ (огнеопасные вещества и штучные товары) в период 1990-1994 гг. по данным DBE.

Таблица 4.28.2. Количество ДТП с числом пострадавших в Норвегии в связи с транспортировкой опасных веществ в период 1990-1994 гг. Источник: DBE, в обработке Borger, 1996

Год 1990 1991 1992 1993 1994
ДТП всего транспорта 42 25 32 30 48
- с участием автоцистерн 39 20 27 25 40
- с участием грузовиков по перевозке штучных товаров 3 5 5 5 8
В составе транспортного потока
- ДТП во время вождения 27 13 24 21 32
- ДТП в терминале и подобные 15 12 8 9 16
Последствия ДТП
- лишь материальный ущерб 11 11 18 18 28
- ДТП с пострадавшими 16 1 6 3 4
- ДТП с погибшими 0 1 1 1 1
- общее количество пострадавших 16 1 5 2 3
Тип ДТП
- съезд с дороги 22 9 19 11 24

- столкновение

5 4 5 10 8

В 1994 году было зарегистрировано 48 ДТП. Из них 32 произошло во время перевозки груза. В четырех ДТП были пострадавшие: в них погиб 1 человек и травмировалось 3. Наиболее частым типом ДТП является съезд с дороги в кювет, часто сопровождаемый опрокидыванием транспортного средства и разливом огнеопасной жидкости. Среди этой группы ДТП было множество ДТП, причиной которых указывались "трудные дорожно-климатические условия". Большинство этих ДТП, вероятно, наступает на скользкой дороге (DBE, 1995).

Последствия ДТП при перевозке огнеопасных грузов на дорогах Норвегии, как правило, хорошо известны. На рис. 4.28.1 показана вероятность различных последствий ДТП при движении, основанную на подсчете всех зарегистрированных ДТП в период 1990-1995 гг.

Вероятность нанесения материального ущерба при ДТП при перевозке опасных грузов составляет 85%. В двух из трех ДТП с материальным ущербом происходили разливы огнеопасного вещества, но это происходило только в одном из трех ДТП с травматизмом. Эта разница объясняется тем, что ДТП подразделялись на разные типы. Большинство ДТП с материальным ущербом - это съезды с дороги с последующим опрокидыванием. Большинство ДТП с травматизмом - это столкновения. Пожар наблюдается редко, всего в 3 процентах всех ДТП. Потенциальные последствия ДТП при перевозке опасных веществ являются тем не менее большими.

Американские сведения показывают, что 99% погибших и травмированных в ДТП при перевозке опасных веществ были сами виновными в наступлении ДТП, а не то обстоятельство, что объектом перевозки были опасные вещества. Лишь 13-15% ДТП при перевозке опасных веществ привело к разливу опасной жидкости (Harwood, Russell og Viner, 1989).

Риск травматизма при вождении автоцистерны с огнеопасным веществом в период 1990-1994 гг. оценивался равным 0,12 ДТП с травмами на 1 млн. км пробега транспортного средства (Borger, 1996). Этот риск гораздо ниже чем риск для тяжелых транспортных средств в целом (Sаtermo, 1995). Разница в риске ДТП комментируется в разделе, рассматривающем влияние на аварийность.

Цели осуществления мероприятий по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, упомянутых в данном параграфе, сводятся к следующему:

Рис. 4.28.1. Вероятность различных последствий ДТП при перевозки опасных грузов (во время движения) на дорогах Норвегии в период 1990-1995 гг.


Описание мероприятий


Меры по обеспечению безопасности при перевозках опасных грузов регулируются с помощью законов, предписаний и других инструкций. Требования к перевозкам опасных грузов установлены:

Международный договор ADR (ДОПОГ)


Перевозки опасных грузов регулируются международным договором об автомобильных перевозках опасных грузов, который в сокращенном виде называется договор ADR (ДОПОГ). К договору ADR присоединилось большинство европейских стран, включая Россию. Положения договора ADR действительны в отношении всех осуществляемых через границы перевозок вне зависимости от вида перевозимого опасного груза. В договоре ADR для опасных грузов оговорены особые условия перевозки (приложения А и В), которые систематически сверяются с правилами о мерах безопасности для отдельных групп опасных веществ. Договор ADR распространяется и на перевозки, осуществляемые внутри Норвегии. Количество перечисленных в договоре ADR опасных веществ составляет несколько тысяч, которые подразделены на 9 классов опасности (см. выше). Аналогичный договор регламентирует перевозки опасных грузов по железным дорогам (RID = Общеевропейские правила международных перевозок опасных грузов по железным дорогам). Правила перевозки опасных грузов включают в себя целый ряд основных разделов: тара и маркировка тары, номерные знаки и другие маркировки транспортных средств, содержание транспортной документации, упаковка, запрет о совместных перевозках, требования к конструкции транспортного средства и к его оборудованию, профессиональный уровень водителя, обработка груза, погрузка и выгрузка, разрешение и запреты при выборе маршрутов перевозок и т.п.


Национальные предписания


Перевозки опасных веществ в Норвегии регулируются Правилами перевозки опасных веществ по автомобильным дорогам Норвегии. Основное содержание этих правил заключается в том, что перевозки опасных веществ должны осуществляться в соответствии с положениями ДОПОГ.


Требования к водителям/перевозчикам-собственникам


В Норвегии от водителя транспортного средства требуется наличие специальной справки о квалификации. Такая справка требуется в следующих случаях:

1. При перевозке опасных веществ автоцистерной (независимо от класса опасности).
2. При перевозке опасных веществ автоцистерной в емкости автоцистерны (контейнере), когда общая емкость одной транспортной единицы выше 3000 литров или допустимая общая масса транспортного средства - выше 3,5 тонн.
3. При перевозке опасных веществ класса 1 (взрывоопасные вещества). Это требование предъявляется во внутренних перевозках лишь тем транспортным средствам, общая масса которых превышает 3,5 тонн.

Водители транспортных средств, перевозящие опасные вещества, обязаны принять меры безопасности, чтобы обеспечить надежность перевозки и поставки товара по назначению. Когда несчастный случай во время перевозки опасных грузов может привести к разливу опасного вещества или повреждению емкости или тары, водитель обязан известить об этом. Ссылаемся также на главу 6, в которой рассматривается обучение профессиональных водителей, в частности, водителей, перевозящих опасные грузы.

Владелец опасного груза обязан убедиться в том, что водитель располагает необходимыми знаниями о свойствах перевозимого им опасного груза, чтобы обеспечить его безопасную перевозку. Это обязательство действует даже в тех случаях, на которые не распространяются требования о предъявлении справки о квалификации водителя. Владелец опасным грузом обязан заявить о возможном ДТП в органы власти.


Требования к транспортным средствам и их оснащению


Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны быть технически в первоклассном состоянии. Из требуемой специальной оснастки можно упомянуть: огнетушитель, противооткатные упоры под колеса, специальные предупреждающие фары оранжевого цвета и набор сервисных инструментов. Требования о личных средствах защиты устанавливаются в зависимости от вида груза. Автоцистерны и транспортные средства общей массой выше 3,5 тонн для перевозки взрывоопасных веществ должны иметь особые сертификаты о пригодности.

Транспортное средство, перевозящее опасные вещества, имеет оранжевый предупредительный знак сзади и впереди. Автоцистерны и цистерныконтейнеры должны обозначаться оранжевым щитом с указанием вида содержимого цистерны и характера опасных свойств. Все емкости и их отсеки должны быть разделены одна от другой. Автоцистерна и транспортное средство, перевозящие взрывоопасные или радиоактивные вещества, должны также обозначаться с двух сторон с предупредительным щитком. ДОПОГ (ADR) дает четкие указания о том, когда должен использоваться международный предупредительный щиток и где он должен быть установлен. За правильность оформления перевозки отвечает грузоотправитель (Vegdirektoratet и Direktoratet for brann og eksplosjonsvern, 1994).


Требования к документации


Перевозка должна сопровождаться транспортной накладной, оформленной в установленном порядке. В накладной указывается вид перевозимого опасного вещества и его классификация.

В письменной инструкции - в карте о том, как действовать при несчастном случае, приводятся также свойства опасного вещества, чтобы предупредить водителя и других людей в случае ДТП. Карта должна храниться в кабине автомобиля в доступном месте. При международных перевозках она оформляется также на языке страны назначения (и транзита).

Свидетельство о компетенции водителя, а также свидетельство об утверждении типа транспортного средства должны следовать в автомобиле.

Требование использования определенных маршрутов и определенных тоннелей


Дирекция автомобильных дорог Норвегии (Vegdirektoratet) имеет право, выслушав соответствующих официальных лиц, введения обязательства извещения о перевозке опасных веществ, а также установления обязательного маршрута следования для таких перевозок. При этом устанавливаются, в частности, тоннели, разрешенные для перевозки опасных грузов на определенных условиях и тоннели, по которым перевозки опасных грузов категорически запрещены (Vegdirektoratet и Direktoratet for brann og eksplosjonsvern, 1994).


Запрет о совместных перевозках (разных видов грузов)


Продукты питания и другие потребительские товары должны держаться на расстоянии от опасных веществ. Взрывоопасные вещества не должны перевозиться вместе с другими видами опасных веществ. Не допускается одновременная перевозка и других сочетаний опасных веществ разных типов.


Разрешения


Разрешение на перевозку огнеопасных веществ, включая жидкости и газы под давлением, распространяется, в том числе, на обработку, выгрузку и погрузку на транспортное средство огнеопасных веществ в Норвегии (Grоndahl Dreyer, 1995A).

Разрешение на перевозки взрывоопасных веществ распространяется и на их хранение, транспорт, погрузку и выгрузку (Grоndahl Dreyer, 1995A).


Влияние на аварийность


Имеется лишь немного исследований, рассматривающих влияние мер по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов. Здесь рассматриваются следующие типы исследований:

Для описания того, каким образом вышесказанные мероприятия влияют на ДТП, необходимо провести разграничение между обычными дорожно-транспортными происшествиями и катастрофическими несчастными случаями со значительным объемом нанесенного ущерба. ДТП с катастрофическими последствиями происходят достаточно редко, и с точки зрения интересов общества было бы желательно, чтобы этот тип несчастного случай не происходил вообще. Расчеты влияния мероприятий на ДТП в "традиционном понимании", которые мы выполняли по другим типам мероприятий, не могут быть поэтому выполнены в данном случае.


Сопоставление риска ДТП при перевозке опасных грузов с риском ДТП при перевозке других типов грузов


Данные о риске ДТП с травматизмом при перевозке огнеопасных веществ в сопоставлении с перевозками других веществ имеются в наличии в Норвегии за периоды 1980-1985 гг. (Elvik, 1988) и 1990-1994 гг. (Borger, 1996); по Швеции подобные сведения имеются за периоды 1988-1990 гг. (Nilsson, 1994). Результаты расчета риска приводятся в табл. 4.28.3.

Таблица 4.28.3. Риск аварийности при автомобильной перевозке огнеопасных веществ в сопоставлении с перевозками других веществ

Страна Период ДТП с травматизмом на 1 млн. км пройденного пути
Огнеопасное вещество Другое вещество
Норвегия 1980-85 0,15 0,59
Норвегия 1990-94 0,12 0,48
Швеция 1988-90 0,49 0,46

Риск ДТП с травматизмом при перевозке огнеопасных веществ по дорогам Норвегии в период 1980-85 гг. и 1990-94 гг. был на 75% ниже, чем при перевозке других (обычных) грузов. Аналогичная разница прослеживается в Швеции.

К перевозкам огнеопасных веществ устанавливаются более строгие требования, чем к перевозкам других веществ. В той мере, как эти требования выполняются, можно предположить, что разница уровня риска перевозок огнеопасных и "обычных" веществ, по крайней мере частично, является результатом установления жестких требований к безопасности перевозок огнеопасных грузов.

Невозможно, однако, объяснить конкретнее, какое требование безопасности объясняет разницу уровня риска. Неожиданно большой уровень риска автоцистерн для огнеопасных веществ в Швеции также не находит четкого объяснения.


Выбор вида транспорта для перевозки опасных грузов


Имеется ряд исследований, посвященных сопоставлению ожидаемого уровня аварийности разных видов транспорта при перевозке заданного типа опасных грузов по определенному промежутку (Jenssen, 1977; Elvik, 1985; Purdy, 1993; Freden, 1994). В табл. 4.28.4 приводятся результаты этих исследований.


Таблица 4.28.4. Результаты анализа риска при перевозке разных типов опасных грузов

Участок перевозки Тип опасного груза Относительное ожидаемое количество ДТП. Наиболее опасный вид = 1,00
Морская перевозка Автомобильный транспорт Железнодорожный транспорт Железнодорожный и автомобильный транспорт Морские и железнодорожные перевозки
Херэйяа-Хурум Хлор 0,37 1,00 0,64
Рюкан- Херэйяа Аммиак 0,92 1,00 0,42
Не указана Хлор 0,18 1,00
15 км заданной дороги Бензин 1,00 0,23
15 км заданной дороги Аммиак 1,00 0,01

Результаты разных анализов расходятся, и поэтому затруднительно сделать какие-либо обобщающие выводы. Из таблицы видно, однако, что между разными видами транспорта могут быть большие различия, что касается риска аварийности при перевозке опасных грузов. Так как определенные типы опасных грузов регулярно перевозятся в большом количестве по определенному маршруту, и имеется выбор между разными видами транспорта, то следует оценивать риск, связанный с разными видами транспорта. Не всегда возможно выбирать тот вид транспорта, который дал бы наименьший риск, так как имеются и другие критерии приемлемости транспорта. Сведения об уровне риска происшествий при перевозке опасных грузов, однако, являются одним из относительных критериев при рассмотрении альтернатив.


Опыт запрета перевозок по определенным маршрутам и рекомендованные маршруты


При перевозке опасных грузов в обязанность водителя можно вменить пользование определенными дорогами. Опыт использования обязательных транспортных маршрутов нельзя назвать однозначным. В ходе эксперимента в Виндзоре, Англия, не было выявлено какое-либо влияние запретов на проезд тяжелых транспортных средств по определенным городским улицам на количество ДТП (Barton, 1980). Количество ДТП с травматизмом, происходивших с участием большегрузных автомобилей, увеличилось с 24 до 26. Остальные ДТП с травматизмом в тот же период сократились с 244 до 240. В эксперименте соблюдение запрета не контролировалось.

Аналогичные эксперименты в городе Лимм дали более положительные результаты (Christie og Prudhoe, 1980). Автомобили со служебным весом 3 т или более должны были следовать по определенной дороге вне центральной части города с целью доставки сельскохозяйственных продуктов. В течение 4 лет было зарегистрировано 65%-ное снижение количества транспортных средств на улицах города. Количество ДТП с участием тяжелых транспортных средств в течение 4 лет снизилось с 3 до 0 в течение первых 10 месяцев с момента введения запрета. Количество ДТП было слишком незначительным для получения надежных выводов о развитии ситуации.


Оценка потенциального влияния различных мер на ожидаемые типы ДТП при перевозке опасных грузов


Russell (1993) описал 11 возможных типов ДТП при перевозке опасных грузов и попросил группу экспертов оценить потенциальное влияние разных мероприятий, направленных на снижение вероятности ДТП и смягчение последствий возможных ДТП. Это исследование относится к числу исследований называемых Delphi, в которых ставится задача достичь единого мнения экспертов о возможном влиянии разных мер.

Одним из рассмотренных типов ДТП был съезд с дороги с последующим разливом опасного вещества вблизи населенного пункта. Согласно норвежской статистике, такие ДТП являются обычным типом ДТП при автомобильной перевозке опасных грузов. Чтобы предотвратить такой тип ДТП, эксперты сочли установку "аварийного" ограждения для тяжелого транспорта достаточно эффективным мероприятием, причем оценивалось, что ограждение позволяет снизить аварийность на 70%. Согласно мнению экспертов, жесткие перильные ограждения вдоль дороги также могли снизить аварийность на 30% Russell (1993).


Влияние на пропускную способность дорог

Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов не имеет документированного влияния на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду

Меры, принимаемые для безопасности перевозки опасных грузов могут предотвратить разлив и выделение опасных веществ в окружающую среду в случае ДТП и, следовательно, уменьшить ущерб. Фактической информации об этом не имеется.


Затраты


В 1991 году подготовка водителей для получения сертификата ADR обошлась примерно в 3,2 млн. крон (Hagen, 1993). Информации о других прямых расходах не имеется. Официальная статистика о фрахтовых расходах на ткм дает понять, что они колеблются сильно в зависимости от типа опасных веществ и условий их перевозки.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Нет исследований об окупаемости мер по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов. Риск ДТП с травматизмом для перевозок тех веществ, которые не классифицируются как опасные, является 4-кратным по сравнению с перевозками опасных грузов. Если бы перевозки опасных грузов имели бы тот же уровень риска как и перевозки "обычных" грузов, ежегодное количество людей, пострадавших в ДТП, было бы 18 чел. Расходы, вызванные ДТП, составляли бы 35 млн. крон. Если расходы на меры по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов остаются на более низком уровне, то мероприятия имеют положительный общественно-экономический эффект.

Общественно-экономический анализ улучшения дорожного сообщения между нефтеперерабатывающим заводом "Экзон" в Слагентангене и дорогой Е18 показал, что выгода, достигаемая обществом, равна инвестиционной стоимости порядка 80-110 млн. крон (Nicolaysen, 1995). Возможное влияние инвестиций на улучшение влияния на окружающую среду не было учтено в этой оценке, а учитывалась лишь прямая экономия транспортных расходов.

 

 


 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: