Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 



4.27. Противопожарные меры в автомобилях

Введение


Шесть водителей, два пассажира на переднем сиденье и два пассажира на заднем сиденье погибли или получили увечья из-за пожаров, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий в Норвегии в 1994 г. (Центральное статистическое бюро, 1995). В период с 1985 по 1994 гг. частота пожаров со смертельным и травматическим исходом, согласно отчетов полиции, составила (см. табл. 4.27.1).

Таблица 4.27.1. Число пострадавших в пожарах, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий, согласно отчетам полиции за 1985-1994 гг.

Место в автомобиле Степень тяжести травмы Пострадавшие при пожаре Всего пострадавших в ДТП Число пострадавших при пожаре на 10.000 пострадавших в ДТП
Водители Погибшие 19 1.370 139
Очень серьезно травмированные 3 739 41
Серьезно травмированные 5 4.693 11
Легко травмированные 15 41.989 3
Пассажиры на переднем сиденье Погибшие 7 541 129
Очень серьезно пострадавшие 0 384 -
Серьезно пострадавшие 0 2.145 -
Легко пострадавшие 9 17.699 5
Пассажиры на заднем сиденье Погибшие 3 271 111
Очень серьезно пострадавшие 0 203
Серьезно пострадавшие 1 1.132 9

Легко пострадавшие

7 9.696 7

Пожары в автомобилях, как правило, заканчиваются смертельным исходом и реже с менее серьезными травмами.

Травмы от пожара труднее поддаются лечению, которое занимает очень много времени. Поэтому важно предотвратить этот тип травм.

Целью мер, направленных против пожаров в автомобилях, является уменьшение вероятности возникновения пожара в автомобилях и, таким образом, исключение случаев получения травм водителями, пассажирами и другими людьми, вовлеченными в происшествие.


Описание мероприятий


В этом параграфе упоминается влияние следующих мер для уменьшения вероятности возникновения пожаров в автомобилях:

В дополнение к этим пунктам в автомобиле или других доступных местах размещаются огнетушители, которые могут способствовать уменьшению площади возгорания.


Влияние на травматизм


Требования безопасности к емкостям горючего в США касаются укрепления бензобака, прочности против механических нагрузок (трещины, ржавчины, деформации при ДТП и т.д.), выбор материала (горючесть материала), изоляция выхлопной трубы автомобиля и оформление бензопровода и крышки бензобака. Исследование влияния этих мер на частоту возникновения пожаров при ДТП (пожары на 1000 ДТП) (Parsons, 1995) приводят к следующим основным результатам:

Легковые автомобили

20% ( 5%) снижение частоты пожаров для всех ДТП (с травматическим исходом и нанесением ущерба материальной части автомобиля).

12% ( 2%) снижение частоты пожаров при ДТП с травматическим исходом.

Никакого изменения частоты пожаров со смертельным исходом

Грузовые автомобили

Нет никаких статистически надежных изменений частоты пожаров.

 

Школьные автобусы

Нет никаких статистически надежных изменений частоты пожаров.

 

Одно датское исследование (Fredriksen, 1971) показало следующую частоту пожаров (пожаров на 1000 зарегистрированных автомобилей) для автомобилей с различным размещением двигателя и бензобака:

 

Размещение двигателя и бензобака Количество пожаров на 1000 автомобилей
Двигатель впереди, а бензобак сзади 0,19
Двигатель сзади, а бензобак впереди 0,25
Двигатель сзади и бензобак сзади 0,70

Эти цифры показывают количество пожаров на зарегистрированный автомобиль (на количество пожаров на автомобиль, попавший в ДТП). Различия в размещении двигателя и бензобака могут быть причиной того, что различные автомобили имеют разный риск попасть в ДТП. Тем не менее, просматривается неблагоприятная тенденция для автомобилей, у которых двигатель и бензобак расположены близко друг к другу. Цифры по автомобилям, у которых двигатель и бензобак расположены сзади, касаются модели автомобиля NSU Принц, которая была единственной моделью, имевшей такую конструкцию (больше не производится).

Соответствующее шведское исследование (Rangtell, 1973) 79 случаев воспламенения бензина, возникшего в результате дорожно-транспортных происшествий, показало, что 68% этих пожаров произошли в автомобилях, у которых бензобаки расположены сзади, в 32% случаев в автомобилях, у которых бензобаки расположены спереди. Доля таких автомобилей в автомобильном парке составляет соответственно 80% и 20%. Это означает, что риск воспламенения бензина примерно в 1,9 раза выше у автомобилей, у которых бензобак расположен спереди, чем у автомобилей, у которых бензобак расположен сзади.

То же самое исследование (Rangtell, 1973) на примере марки автомобиля "Фольксваген" изучило вопрос о том, как изменилась пожаробезопасность автомобиля с 1968 г., когда на модель был установлен новый наливной трубопровод и новая крышка к бензобаку. Количество случаев воспламенения бензина в год уменьшилось с 17 случаев в 1967 г. до 5-11 случаев в год в 1968-1971 гг.


Влияние на пропускную способность дорог

Нет никакого документального подтверждения влияние мер противопожарной безопасности в автомобилях на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду

Нет никакого документального подтверждения влияния мер противопожарной безопасности в автомобилях на окружающую среду.


Затраты


Нет никаких сведений о том, сколько стоят меры противопожарной безопасности в автомобилях в Норвегии.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Ежегодные цифры, свидетельствующие о количестве пострадавших в результате пожаров в автомобилях в Норвегии, очень не велики и могут сильно колебаться год от года. Ежегодные потери от ДТП с травматизмом, как следствие пожаров в автомобилях, составляют, как правило, порядка 5-15 млн. крон. Выплаты по возмещению ущерба после пожаров в автомобилях страховыми компаниями в 1994 г. достигли 76 млн. крон.

Поскольку расходы на меры противопожарной безопасности в автомобилях не известны, то невозможно сделать и какуюлибо оценку величины отношения выгоды к затратам.


4.28. Обеспечение перевозок опасных грузов

 

 


 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: