Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 



4.22. Защита от заезда под грузовой автомобиль


Введение


Согласно официальной статистике ДТП Норвегии в 1995 году совершалось 739 ДТП с участием грузовых автомобилей, приведших к травматизму людей. Эта цифра составляет 5% всех ДТП с травматизмом. В том же году в Норвегии было зарегистрировано 361 ДТП, приведших в травматизму, с участием автопоездов, тягачей с полуприцепом или автоцистерн с прицепом.

При столкновениях грузовых автомобилей с другими участниками дорожного движения этим участникам наносятся, как правило, весьма тяжелые травмы. ДТП, которые приводят к тому, что участники дорожного движения попадают под плоскость грузовой платформы или прицепа, называются ДТП с заездами под транспортное средство. В большинстве случаев это приводит к намного более тяжелым травмам и увечьям по сравнению с тем положением, когда заезда удалось бы избежать (Fosser, 1979). Мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы особенно подвержены серьезным травмам, если они попадают под грузовое транспортное средство.

В одном из шведских исследований показано, что 35% ДТП со смертельным исходом и участием грузовых автомобилей, которые сталкивались с двухколесными транспортными средствами и пешеходами, заканчивались наездом на жертвы ДТП (Hоgstrоm и другие, 1973).

В американском исследовании показано, что наезды сзади на легковом автомобиле привели более чем в 90% случаев к заездам под транспортное средство (Minahan og O'Day, 1977). Заезды сбоку имели место в 75% случаев боковых столкновений между грузовым и легковым автомобилем.

Защита от заезда, которая устанавливается в задней части грузового автомобиля или большого навесного прицепа, должна представлять собой препятствие для легковых автомобилей других транспортных средств, которые в связи со своей относительно небольшой высотой имеют высокие шансы заехать под верхнюю часть кузова крупных транспортных средств, поэтому цель защиты от заезда заключается в снижении объема травм и увечий, особенно при ДТП с наездом сзади.

Для мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов особо важное значение имеют системы боковой защиты, то есть решетки, которые установлены между колесными осями транспортного средства или навесного прицепа. Боковая защита может также препятствовать попаданию небольших автомобилей в пространство между колесной парой крупного транспортного средства.

Описание мероприятий


Защита от заезда сзади может представлять собой балку или решетку на задней части кузова грузового автомобиля или навесного прицепа. Боковая защита точно так же может представлять собой балку или решетку на задней части кузова грузового автомобиля или навесного прицепа. Боковая защита точно так же может представлять собой балку или решетку, но которые, как было сказано, устанавливаются на боковой стороне транспортного средства или между колесными осями. Эта защита может быть изготовлена из стали или легких металлов и иметь либо жесткую, либо упругую и поглощающую энергию конструкцию.

В ходе одного из норвежских исследований в 1982 г. был произведен подсчет грузовых автомобилей и навесных прицепов с защитой от заезда сзади (Fosser, 1984). Из 459 зарегистрированных грузовиков только на 14% была установлена защита сзади, тогда как соответствующая доля для 245 зарегистрированных прицепов составила 80%. Только 3% автомобилей и 5% прицепов были оборудованы защитными решетками по бокам. Нет сведений о периоде после введения обязательной установки задних и боковых защит. Автомобили, построенные после введения данного предписания, оборудованы соответствующими защитами.


Влияние на аварийность


В Швеции были проведены лабораторные испытания для изучения эффекта от защиты против заезда, установленной на грузовиках. Они показали, что защита от заезда сзади в значительной степени снижает риск получения травмы, особенно в сочетании с использованием автомобильных ремней безопасности в легковых автомобилях (Hоgstrоm, Svensson og Thоrnquist, 1974). На основании результатов этих исследований, однако, невозможно утверждать, что достигнуто какоелибо значительное снижение аварийности, чтобы требовать установления задних и боковых защит на всех грузовых транспортных средствах.

Распределение мест удара для 581 столкновения в Норвегии показывает, что другие участники дорожного движения (легковые автомобили, двухколесные транспортные средства и пешеходы) в 44% ДТП попадали между колесами сбоку или сзади (Fosser, 1979). Анализ 187 ДТП со смертельным исходом в Швеции между легковыми и грузовыми автомобилями в период 1970-72 г.г. показал, что 28% - это столкновения сбоку или наезд сзади (Hоgstrоm, Svensson og Thоrnquist, 1974).

В британском анализе 111 ДТП со смертельным исходом (Robinson og Riley, 1991) был сделан вывод, что в 11 ДТП, закончившихся с гибелью участника, задняя или боковая защита могла бы спасти жизнь, в 32 случаях - вероятно могла бы спасти и в 59 случаях - потенциально могла бы спасти жизнь попадавших в ДТП. Авторы исследования предполагали, что 32 гибели участников дорожного движения из 111 (29%) можно было предотвратить наличием боковой или задней защиты в данном типе ДТП (лучшая оценка).

Исследование данных опроса небольшой выборки норвежских монтажников защиты и поставщиков данного оборудования показало, что защита от заезда сзади практически всегда устанавливается без предварительных расчетов или испытаний прочности (Fosser, 1979). После введения обязательной установки защит это обстоятельство, по всей вероятности, было исправлено.


Влияние на пропускную способность дорог

Как нам кажется, установка защиты от заезда сзади и боковой защиты не имеет какого-либо влияния на пропускную способность автомобильных дорог.


Влияние на окружающую среду

Установка защиты от заезда сзади и боковой защиты означает некоторое снижение веса полезной загрузки, но это имеет практическое значение, если вес полезной загрузки использован полностью. Увеличение массы транспортного средства может увеличить расход горючего. Влияние установки задней и боковой защиты нигде не исследовалось.


Затраты


Фирмы, производящие автомобильные шасси, дают следующие ориентировочные сведения о затратах на установку боковой и задней защит (табл. 4.22.1, условия Норвегии, февраль 1996, цены без указания НДС).


Таблица 4.22.1. Расходы на установку боковой и задней защиты в Норвегии, в кронах

Собственная масса автомобиля Защита от заезда сзади (крон) Боковая защита (крон)
3-5-13 тонн 3200 4500
> 13 тонн 3200 7800

Высокая стоимость установки боковых защит в тяжелых грузовиках вызвана тем, что в автомобилях весом более 13 тонн согласно техническим предписаниям требуется установка двойного бокового ограждения.


Эффект от средств, вложенных в реализацию мероприятий

Согласно норвежскому анализу окупаемости мероприятия за 1976 год, установка защит от заезда сзади является социально-экономически выгодным мероприятием (выгода превышает затраты) при условии, что все травмы, вызванные ДТП со столкновением сзади, могут быть предотвращены. Так как фактически только 50% всех травм может быть предупреждено, мероприятие не имеет положительного социально-экономического эффекта (Sаther, 1980).

Тот же анализ предполагает, что установка боковых ограждений имеет социально-экономический эффект при условии, что ежегодный километраж транспортного средства составляет от 10000 до 20000 км или больше (Soether, 1980).

Эти расчеты основаны на расходах 20-летней давности как по реализации мероприятия, так и по затратам, вызванным ДТП. Поэтому мы не можем полагать на то, что данные являются действительными и на сегодня. Расходы на установки защиты от заезда сзади и бокового ограждения составляют порядка 10000 крон для одного грузовика до 13 тонн и 13500 крон для грузовика весом более 13 тонн. Предполагаемый уровень риска ДТП с травматизмом для одного грузовика составляет 0,014 в год. Предполагаемые расходы на ДТП с травматизмом составляют 39000 крон на один автомобиль. Предполагая, что установка боковых ограждений по обоим бокам грузовика и защиты от заезда сзади позволяет снизить расходы на ДТП с травматизмом на 15% в год, что при дисконтировании на 15 лет составляет 53000 крон, мероприятие имеет положительный общественно-экономический эффект (выгода 3,9-кратная по сравнению с затратами).




 

 


 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: