Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 



4.13. Обеспечение безопасности детей в автомобиле

Введение


Если дети в автомобиле не пристегнуты ремнями или не зафиксированы другим способом, то при столкновении или при резком торможении они подвергаются большому риску получить увечья от интерьера автомобиля или быть выброшенными через двери или окна автомобиля. Ребенок, который пользуется детским стулом или детским ремнем, или другим средством обеспечения безопасности, в случае происшествия будет удерживаться на месте в сиденье и снижать скорость вместе с автомобилем, при этом та сила, которая действует на туловище, будет распределяться на более продолжительное время и большое расстояние, нежели в случае, если средства обеспечения безопасности не будут использоваться.

Если пассажир на заднем сиденье не пользуется средствами обеспечения безопасности, то при фронтальном столкновении он может представлять собой также опасность для сидящих на переднем сиденье. Сидящим на переднем сиденье наносятся серьезные увечья пассажирами заднего сиденья, если последние не пользуются средствами обеспечения безопасности (Roberts, 1983, Nordisk Trafikkskkerhetsrad, 1984).

Многие исследования показывают, что дети меньше рискуют, чем взрослые, получить увечья при несчастном случае на транспорте (Norin et al, 1978). На основании данных Норина и других (1980) установлена закономерность, согласно которой риск детей возрастом от 1 до 14 лет получения увечья при ДТП на 22% ниже взрослых возрастом 15-56 лет (Nordisk Trafikkskkerhetsrad, 1984). Тем не менее, многие дети попрежнему травмируются в ДТП. Согласно норвежской статистике (Центральное статистическое бюро, 1996), 384 ребенка травмировано в качестве пассажиров автомобиля в 1995 году в Норвегии.

До введения обязательного пристегивания детей в автомобиле далеко не все родители обеспечивали достаточную безопасность своим детям в автомобиле. Предписание об обязательном пристегивании детей в автомобиле было введено в Норвегии в 1988 году. До этого только 50% родителей пристегивало детей ремнями или детским креслом безопасности.

Средства безопасности для детей в автомобиле должны удерживать ребенка на месте в сиденье так, чтобы при торможении и столкновении его не бросало на интерьер или из автомобиля. Средства безопасности должны быть способны поглощать энергию удара, не причиняя ребенку значительных увечий, и должны быть простыми в использовании. Введение обязательного пристегивания детей имело цель снизить количество погибших и травмированных в ДТП детей, а также гарантировать, что максимально высокая доля родителей пристегивает своих детей в автомобиле.


Описание мероприятий


В оборудование безопасности для детей в автомобиле включается:

С 1 октября 1988 года в Норвегии введено предписание, согласно которому дети моложе 15 лет должны быть пристегнуты на сиденье ремнями, если они перевозятся на автомобиле, независимо от места сиденья. Дети до 3 лет включительно должны транспортироваться в специальных стульях/сиденьях или в детском автомобильном поясе, допустимо использование инерционного ремня безопасности вместе с подушкой для сиденья/стула.

Дети, начиная с тех, кому исполнилось 4 года, должны сидеть на специальном стуле/сиденье там, где это имеется в автомобиле и если это подходит ребенку. Там, где это оборудование отсутствует, они должны использовать стандартный ремень безопасности подходящим образом, например, как бедренный ремень. Это предписание распространяется также на грузопассажирские автомобили, автобусы и комбинированные транспортные средств, если в них установлены ремни безопасности (Grоndahl Dreyer, 1995).

В указаниях не приводится категорических требований к фиксации детских средств безопасности для тех детей, кому исполнилось 4 года. Это можно толковать так, что предписание рекомендует использование детских кресел и специальных средств фиксации и для детей старше 4 лет, пока они не подросли настолько, чтобы использовать ремень безопасности для взрослых. Также считается любое пристегивание лучше, чем без какоголибо пристегивания.

Управление автомобильных дорог (Vegdirektoratet) и Государственная служба информации (Statens informasjonstjeneste) в брошюре, изданной в 1988 г., дают следующие рекомендации для обеспечения безопасности детей в автомобиле, где оборудование разделяется по весовым группам:

Группа 0: до 9 кг (до 9 месяцев)

Дети вплоть до 10-месячного возраста должны лежать в специальном оборудовании безопасности, которое удерживает как ребенка, так и сиденье. Сиденье безопасности для грудных детей должно иметь свой ремень, который удерживает ребенка, а само сиденье должно быть закреплено к автомобильному сиденью. Сиденье должно устанавливаться против направления движения.

Группа 1: 9-18 кг (10 месяцев - 3-4 года)

Ребенок сидит в детском кресле, которое должно иметь свой ремень, который удерживает ребенка, а сиденье закрепляется ремнем в трех точках. Рекомендуется монтаж против направления движения.

Группа 2: 15-25 кг (3-4 и 6-7 лет)

Обычный трехточечный автомобильный ремень безопасности с креслом для ребенка, который поднимает ребенка вверх и направляет автомобильный ремень так, что он плотно охватывает ребенка как через плечи, так и бедра.

Группа 3: 22-36 кг (6-7 и 10-12 лет)

Трехточечный автомобильный ремень безопасности может комбинироваться с подушкой, которая поднимет ребенка так, что автомобильный ремень безопасности пройдет через плечи и бедра.

Советы и информацию о том, как прикреплять ребенка в автомобиле, можно найти в публикации "Пристегивание ребенка и взрослых в автомобиле" (Sikring av barn og voksne i bil, Fosser, Vaa og Torp, 1992). Исследования показали, что не все марки детских стульев/кресел хорошо функционировали в испытаниях на столкновение (Carlsson og Hattrem, 1995). Информация о работе разных марок стульев/кресел при испытаниях дает Норвежский союз автомобилистов (Norges Automobil-Forbund) и Общество безопасности движения (Trygg Trafikk), а также Совет потребителей (Forbrukerradet).

Чтобы соответствовать своему назначению, средства безопасности должны быть правильно установлены в автомобиле. Неизвестно, какой процент водителей имеет правильно установленные средства безопасности детей. Неправильное использование снижает эффект от средства безопасности. Fosser, Vaa и Torp (1992) приводят наиболее частые ошибки в установке детских средств безопасности и способы избежания этих ошибок. Рис. 4.13.1 показывает развитие пристегивания детей в автомобиле с 1985 до 1996 гг.

Рис. 4.13.1. Развитие пристегивания детей и использование детских средств безопасности в автомобиле с 1985 до 1996 гг.
Источник: Leite, 1997


Влияние на аварийность


Выбор места сиденья для ребенка


Риск получения увечий зависит от размещения человека в автомобиле, что многократно было исследовано многими специалистами. Следующие исследования уделяют внимание на выбор места размещения ребенка и риск получения увечья при ДТП:
Nielsen, 1974 (Дания).
Williams og Zador, 1977 (США).
Norin, Saretok, Jonasson og Samuelsson, 1978 (Швеция).
Dalmotas, Dance, Gardner, Gutoskie og Smith, 1984 (Канада).
Kahane, 1986 (США).
Tingvall, 1987 (Швеция).
Agran, Castillo og Winn, 1992 (США).

На основании этих исследований суммируется влияние выбора размещения пассажира на риск получения увечья (табл. 4.13.1).

Таблица 4.13.1. Влияние выбора размещения ребенка в автомобиле на риск получения увечья

Степень тяжести травмы в ДТП Процентное изменение риска травмирования
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Размещение непристегнутого ребенка на заднем сиденье вместо переднего
Увечья (все степени) Все ДТП -24 ( -28; -21)
Размещение пристегнутого ребенка на заднем сиденье вместо переднего
Увечья (все степени) Все ДТП -15 ( -24; -5)

Риск непристегнутого ребенка получить травмы при ДТП на заднем сиденье на 25% ниже, чем если бы он был размещен на переднем сиденье. Для пристегнутых ремнями детей разница риска составляет около 15%.


Детские сиденья и ремни безопасности


Выполнен ряд исследований о влиянии фиксации ребенка в автомобиле на риск травмирования при ДТП. Результаты, приведенные в этом параграфе, основаны на следующих исследованиях:

Williams og Zador, 1977 (США).
Melvin, Stalnaker og Mohan, 1978 (США).
Norin og Andersson, 1978 (Швеция).
Norin, Saretok, Jonasson og Samuelsson, 1978 (Швеция).
Scherz, 1979 (США).
Norin, Nilsson-Ehle, Saretok og Tingvall, 1980 (Швеция).
Dalmotas, Dance, Gardner, Gutoskie og Smith, 1984 (Канада).
Wagenaar, 1985 (США).
Kahane, 1986 (США).
Aldman, Gustafsson, Nygren og Tingvall, 1987 (Швеция).
Carlsson, Holmgren og Norin, 1987 (Швеция).
Tingvall, 1987 (Швеция).
Partyka, 1988 (США).
Langwieder og Hummel, 1989 (Германия).
Agran, Castillo og Winn, 1992 (США).

Лучшая оценка влияния средств безопасности детей в автомобиле приводится в табл. 4.13.2.
Исследования (Norin, Saretok, Jonasson og Samuelsson, 1978) показали, что дети грудного возраста, которые транспортировались в сумке детской коляски, зафиксированной ремнями безопасности, имели на 25% ниже риск травмирования. Однако эти данные статистически недостоверны. Существует лишь одно исследование, посвященное этому вопросу (см. выше).

Влияние детского сиденья для фиксации ребенка в автомобиле, совместно с ремнями безопасности, больше всего изучено для возрастной группы до 4 лет. Для детей этой возрастной группы правильное использование детского сиденья уменьшает риск травматизма на 50% для сиденья, повернутого вперед и около 80% для сиденья, повернутого назад.

Таблице 4.13.2. Влияние закрепления детей в автомобиле на риск травмирования детей как пассажиров

Степень серьезности увечья Процентное изменение риска травмирования
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Крепления детей грудного возраста в сумке детской коляски
Все степени травматизма Все ДТП -25 ( -75; +120)
Крепление детей возрастом до 4 лет с помощью сиденья и ремней безопасности
Все степени травматизма Все ДТП; сиденье, повернутое вперед -50 ( -70; -30)
Все степени травматизма Все ДТП; сиденье, повернутое назад -80 ( -90; -70)
Крепление детей возрастом до 4 лет только ремнями безопасности
Все степени травматизма Все ДТП -32 ( -35; -29)
Крепление детей возрастом 5-9 лет сиденьем и ремнями безопасности
Все степени травматизма Все ДТП -52 ( -69; -27)
Крепление детей возрастом 5-9 лет ремнями безопасности
Все степени травматизма Все ДТП -19 ( -29; -7)
Крепление детей возрастом 10-14 лет сиденьем и ремнями безопасности

Все степени травматизма

Все ДТП -46 ( -52; -39)


Крепление детей возрастом до 4 лет ремнем безопасности снижает вероятность травматизма на 30%, т.е. немного меньше, чем достигается при фиксации ребенка с детским стулом. У детей возрастом от 5 до 9 лет детские сиденья снижают вероятность увечья на 50%, при том, как ремни безопасности ее снижают только на 20%. Дети старше 10 лет могут во всех случаях использовать обычные ремни безопасности автомобиля, что снижает вероятность травматизма при ДТП на 45%.


Влияние требования об использовании средств безопасности для детей в автомобиле


Влияние требования обеспечения безопасности детей в автомобиле было исследовано в Норвегии и США. Результаты, приводимые в этом параграфе, основаны на следующих исследованиях:

Lawless og Siani, 1984 (США).
Guerin og MacKinnon, 1985 (США).
Wagenaar, 1985 (США).
Wagenaar, Webster og Maybee, 1987 (США).
Evans og Graham, 1990 (США).
Elvik, 1995 (Норвегия).
Rock, 1996 (США).

На основании этих исследований описанное мероприятие позволяет снизить травматизм детей при ДТП на 15 ( 1%) по группам детей, охваченным предписанием. В Норвегии снижение количества травмированных в ДТП детей в период 1987-1989 гг. (до введения предписания) до 1989-1993 гг. (после введения предписания) составляло 17% (первая группа как контрольная). В среднем после введения предписания количество закрепленных в автомобиле детей возросло с 42 до 82 процентов (до и после).


Влияние на пропускную способность дорог

Описанные здесь меры не имеют никакого влияния на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду

Описанные мероприятия не оказывают влияния на окружающую среду.


Затраты


Стоимость различных типов средств обеспечения безопасности детей в автомобиле в Норвегии в 1995 году приводится ниже (табл. 4.13.3). Цены на ремни безопасности не приводятся, так как ремни входят в стандартное оснащение автомобиля. Расходы будут меньше, если семья решится на использование бывшего в употреблении оборудования. Дорожная администрация, однако, не рекомендует повторное использование детских стульев/кресел, так как бывшее в употреблении оборудование (старые ремни со швами или с разлагающимся материалом) могут оказаться ненадежными и вызвать смертельные травмы.

Таблице 4.13.3. Стоимость различных типов средств обеспечения безопасности детей

Тип оборудования Стоимость (в кронах)
Стальная рама с сеткой 950-1150
Кресло ("корице") для ребенка грудного возраста 700-1200
Сиденье для детей (группы 1 и 2) 900-1200
Сиденье для детей (группы 2 и 3) 1000-1350
Подушка для сиденья (без подголовника) 150-350
Подушка с подголовником 700
Подушка с возможностью застегивания ремнем безопасности для взрослых 150
Приспособление для направления ремня безопасности 170


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Согласно официальной статистике, в 1995 году в Норвегии в ДТП травмировалось 384 ребенка в качестве пассажира автомобиля. В том же году около 80% всех детей-пассажиров автомобилей были застегнуты средствами безопасности (детские кресла или ремни, Leite, 1997). Данных о пробеге автомобилей с детьми-пассажирами не имеется. Национальное исследование о транспортных средствах за период 1991-1992 гг. охватило только население старше 13 лет (Bjоrnskau, 1993).

В 1991 году в Норвегии числилось 560000 семей с детьми возрастом до 18 лет, из них в среднем 500000 семей с детьми до 15 лет. Количество детей до 15 лет в 1991 году было около 820000 чел. (Центральное статистическое бюро Норвегии, 1993). Риск травмирования детей как пассажиров автомобилей в 1991 году составлял 50 человек на 100000. Так как около 95% всех семей с детьми имеют автомобиль, то у таких семей имеется в общем 780000 детей.

Риск травмирования ребенка как пассажира автомобиля в 1991 году можно рассчитать на основании информации о том, что более 80% детей были пристегнутыми в автомобиле. Предполагается, что риск пристегнутых детей на 50% ниже, чем непристегнутых, у которых риск может доходить до 80 чел. на 100000. Для пристегнутых детей риск составляет 40 на 100000. Предполагается, что количество пасскм одинаково для пристегнутых в автомобиле детей и для непристегнутых.

Ежегодный расход на предотвращение травмирования на одного ребенка составляет 600 крон. Предполагается, что расходы, связанные с травмированием детей в ДТП, составляют 1430000 крон в год (ДТП согласно отчетам полиции). При условии, что срок службы оборудования безопасности для детей составляет 4 года, расходы на предупреждение травмирования составляют около 2000 крон. Приобретение оборудования безопасности детей в автомобиле обходится порядка 700-1900 крон. Социально-экономическая выгода от мероприятия, следовательно, заметно превышает затраты на приобретение оборудования безопасности детей. Расход времени, требуемого для использования этих приспособлений, в расчет не принимался.

Полиция контролирует использование личных средств безопасности в транспортном потоке. Расходы, связанные с полицейским контролем, составляют 30 млн. крон в году, т.е. примерно стоимость 20 случаев травмирования людей в ДТП. В период 1989-1993 гг. около 375 детей было травмировано в ДТП, зарегистрированных полицией. Избежание 20 ДТП с травматизмом соответствует 5% от этого числа. Нельзя подсчитать, что нынешний уровень полицейского контроля позволяет повысить использование детского оборудования безопасности в той мере, чтобы благодаря этому можно было достичь такого снижения количества травмированных (20 случаев).

 


 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: