Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 



4.12. Автомобильные ремни безопасности

Введение


Согласно отчетам полиции, в 1995 году в Норвегии в ДТП погибло или было ранено 8727 человек (Центральное статистическое бюро, 1996). Среди них 5623 (64,4%) человека погибло или было ранено в результате столкновения с различными препятствиями внутри салона автомобиля, 123 (1,4%) человека было выброшено из автомобиля, 3 (0,03%) человека было ранено при пожаре и 17 (0,2%) - утонуло. Остальные, кто был травмирован в автомобиле, получили травмы из-за других механизмов (во многих случаях неизвестных). Столкновение с элементами салона автомобиля или выброс из автомобиля являются наиболее частыми механизмами, вызывающими гибель или ранение людей при ДТП.

Автомобильные ремни безопасности могут удержать на месте людей в автомобиле таким образом, что они при резком торможении или происшествии не будут ударяться о детали внутренней отделки салона или выкидываться из автомобиля. Без ремней безопасности пассажиры продолжают свое движение с той же скоростью в направлении различных препятствий внутри автомобиля и/или различных объектов вне пределов автомобиля после того, как они выброшены из автомобиля. Выброшенные из салона автомобиля пассажиры и водитель с большой вероятностью получают серьезные травмы (Partyka, 1979; Grime, 1987; Harms, 1992).

Известно, что достижение постоянно высокой степени использования ремней безопасности затруднительно, если это не обязывается законом. Введение обязательного использования ремней безопасности привело к значительному росту процентной доли тех, кто постоянно использует ремни (BerardAndersen, 1978). В Норвегии обязательное использование ремней безопасности на переднем сиденье автомобиля было введено в 1975 году, в результате чего процент использования ремней вырос от 17 до 33% при поездках в населенных пунктов и до 62% при поездках за пределами населенных пунктов. До 1979 года не было предусмотрено никаких санкций за неиспользование ремней. Введение санкции (штраф) за неиспользование ремней в 1979 году привело к росту процента использования с 35 до 75% при поездках в населенных пунктов и с 65 до 90% при поездках за пределами населенных пунктов.

Человек, который пользуется автомобильными ремнями безопасности, удерживается при ДТП на своем месте на сиденье и теряет скорость вместе с автомобилем таким образом, что та сила, которая воздействует на тело, распределяется в течение более продолжительного отрезка времени и на более длинной дистанции, чем в том случае, когда человек не пользуется ремнями безопасности. Вероятность серьезных травм уменьшается. Правильное использование ремней безопасности уменьшает вероятность травмирования при ДТП или снижает степень тяжести травмы.

Введение обязательного использования ремней безопасности направлено на высокий процент использования ремней и снижение количества травмированных при ДТП.

Описание мероприятий


С 1972 года в Норвегии введено обязательное наличие ремней безопасности на переднем сиденье. С 1985 года ремни безопасности должны быть и на заднем сиденье легкового автомобиля. Ремни безопасности должны использовать все пассажиры автомобиля, независимо от способа их пристегивания и возраста пассажира. Это положение действует с 1988 года.

Новые легковые и грузовые автомобили должны быть оборудованы ремнями безопасности утвержденного образца как на переднем, так и на заднем сиденьях. Ремни безопасности с трехточечной фиксацией можно использовать для всех сидячих мест. Ремни с двухточечным креплением (проходящий на уровне бедер ремень) допускаются на среднем сиденье заднего сиденья и в местах, где нельзя установить ремни с трехточечной фиксацией. Ремни безопасности должны обеспечивать автоматическую подгонку под размеры потребителя, то есть т.н. автоматические безразмерные самоудлиняющиеся и самоукорачивающиеся ремни с механизмом двойной блокировки (Fosser, Vaa и Torp, 1992).


Рис. 4.12.1 и 4.12.2 показаны проценты использования ремней безопасности на переднем и заднем сиденье в легковых автомобилях в течение последних лет (Fosser, 1995; Leite, 1997).

Рис. 4.12.1. Использование в Норвегии автомобильных ремней безопасности среди водителей в период с 1973 - 1995 гг.

Рис. 4.12.2. Использование в Норвегии автомобильных ремней безопасности и детских фиксирующих приспособлений на заднем сиденье автомобиля в период 1985-1996 гг. Источник: Leite, 1997

Статистика использования автомобильных ремней безопасности в Норвегии за 1995 г. показала относительно высокий процент постоянного пользования ремнями безопасности на уровне 70% в населенных пунктах, а при поездках за пределами районов плотной застройки - 84%. В 1996 году 65% взрослых пассажиров в легковых автомобилях использовали ремни безопасности, а 78% детей были пристегнуты ремнями безопасности или специальным приспособлением для фиксации детей в салоне автомобиля.

За неиспользование ремней безопасности с водителя взимается штраф в размере 500 крон. Этот штраф налагается поголовно на водителя и всех пассажиров (Grоndahl Dreyer, 1995). Если, к примеру, в автомобиле имеется три человека, кто не использует ремни безопасности, то размер штрафа будет 1500 крон. Водитель несет ответственность за фиксацию своих пассажиров до возраста уголовной ответственности (15 лет). Полицейские патрули и мобильная полиция наложили в 1992 году 29228 штрафов за неиспользование ремней безопасности или недостаточную фиксацию пассажиров автомобилей (Мобильная полиция (Utrykningspolitiet), годовой отчет, 1992). Всего в 1992 году было зарегистрировано 55716 случаев неиспользования ремней безопасности (Hagen, 1994).

Влияние на аварийность


Как оценивается влияние ремней безопасности?


Использование автомобильных ремней безопасности никак не влияет на количество ДТП, но оно снижает степень травматизма при ДТП. Влияние ремней безопасности, следовательно, измеряется тем, сколько человек было участниками ДТП и как распределялись ДТП по серьезности травм, нанесенных участникам. ДТП разделяются на четыре степени тяжести: гибель, высокая степень травматизма, легкая степень травматизма и без травматизма. Так как использование ремней безопасности снижает вероятность гибели водителя или пассажиров при ДТП, то относительно реже при ДТП погибают те, кто использует ремень безопасности, по сравнению с теми, кто не использует.

Использование ремней безопасности, естественно, не является единственным фактором, влияющим на тяжесть ДТП. Другими факторами влияния на вероятность ДТП и степень его серьезности являются: скорость, масса и тип автомобиля, тип ДТП, количество людей в автомобиле в момент ДТП. В связи с исследованиями о роли автомобильных ремней безопасности и их значении для снижения количества погибших и пострадавших и снижения тяжести травм особое место занимают те исследования, которые учитывают эти и другие факторы, которые влияют на тяжесть последствий от ДТП.


Влияние ремней безопасности на уровень травматизма при ДТП


Влияние автомобильных ремней безопасности и их значение для снижения количества погибших и пострадавших при ДТП исследовалось, в частности, многими исследователями. Приведенные здесь результаты основаны на работе следующих исследователей:

Bohlin, 1967 (Швеция).
Bаckstrоm, Andersson, Forsman og Nilsson, 1974 (Швеция).
Kahane 1974 (США).
Reinfurt, Silva og Seila, 1976 (США).
Dalgaard, 1977 (Дания).
Danmarks Statistik, 1977 (Бюро статистики Дании).
Harteman и другие, 1977 (Франция).
Huelke, Lawson, Scott March, 1977 (США).
Sabey, Grant, Hobbs, 1977 (Великобритания).
Toomath, 1977 (Новая Зеландия).
Hobbs, 1978 (Великобритания).
Perchonok, Ranney, Baum, Morris og Eppich, 1978 (США).
Partyka, 1979 (США).
Cameron, 1980 (Австралия).
Norin, Nilsson-Ehle, Saretok og Tingvall, 1980 (Швеция).
Thomas, Faverjon, Tarriere, Got og Patel, 1980 (Франция).
Hobbs, 1981 (Великобритания).
Hobbs og Mills, 1984 (Великобритания).
Evans, 1986 (США).
Evans, 1988 (США).
Partyka, 1988 (США).
Turnbridge, Everest, Wild og Johnstone, 1988 (Великобритания).
Maghsoodloo, Brown og Shieh, 1989 (США).
Conn, Chorba, Peterson, Rhodes og Annest, 1993 (США).
Dean, Reading og Nechodom, 1995 (США).
Elvik, 1995 (Норвегия).
Huelke og Compton, 1995 (США).
Evans, 1996 (США).

На основании результатов упомянутых исследований составлена табл. 4.12.1 о влиянии ремней безопасности на ДТП и их последствия.

Использование ремня безопасности снижает вероятность гибели водителя и пассажиров при ДТП на переднем сиденье автомобиля на 40-50% и пассажиров на заднем сиденье на 25%. Влияние на серьезные травмы является примерно таким же, а влияние на легкие травмы менее значительное (около 20-30%). Эти цифры являются средними показателями для всех типов ДТП. Более детальное исследование показывает, что ремни безопасности имеют наибольший эффект при лобовом столкновении и при съезде с дороги, когда вероятность быть выброшенным из салоны автомобиля высокая для тех, кто не пользуется ремнями (Evans, 1990).

Таблица 4.12.1. Влияние ремней безопасности на уровень травматизма при ДТП

Степень травмирования при ДТП Процентное изменение количества ДТП
Фоновая информация Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Водители легковых автомобилей (легковые и грузопассажирские)
Погибло Все типы ДТП -50 ( -55; -45)
Серьезные ранения Все типы ДТП -45 ( -50; -40)
Легкие ранения Все типы ДТП -25 ( -30; -20)
Травмы в целом Все типы ДТП -28 ( -33; -23)
Пассажиры на переднем сиденье (легковые и грузопассажирские автомобили)
Погибло Все типы ДТП -45 ( -55; -35)
Серьезные ранения Все типы ДТП -45 ( -60; -30)
Легкие ранения Все типы ДТП -20 ( -25; -15)
Травмы в целом Все типы ДТП -23 ( -29; -17)
Пассажиры на заднем сиденье
Погибло Все типы ДТП -25 ( -35; -15)
Серьезные ранения Все типы ДТП -25 ( -40; -10)
Легкие ранения Все типы ДТП -20 ( -35; -5)

Травмы в целом

Все типы ДТП -21 ( -36; -6)


Возможное отрицательное воздействие пользования ремнями безопасности


Ремень безопасности удерживает тело человека на месте, но не может препятствовать резкому перемещению головы вперед или назад по направлению движения при ДТП. Предполагается, что ремень безопасности повышает вероятность травмирования шеи при наезде сзади, так как ремень усиливает движение головы по отношению к остальному телу. В одном из исследований, рассматривающих специальный вопрос о том, может ли использование ремней безопасности при какомлибо ДТП иметь серьезные отрицательные последствия (Huelke, Lawson, Scott и Marsh, 1977; Sabey, Grant og Hobbs, 1978; Cameron, 1980; Nygren, 1984; Kraft, Nygren og Tingvall, 1990), было показано, что пользователи ремней безопасности получили более тяжелые травмы шеи чем те, кто не пользовался ремнями. В большинстве этих исследований, однако, не было ни одного случая без травмирования. Рост доли травм определенных типов необязательно означает, что наличие этих травм вызвано именно ремнями безопасности. Если ремни безопасности позволяют уменьшить появление определенных типов травм больше, чем других типов, то те типы травм, количество которых сокращается меньше всего, должны составлять большее количество из числа всех травм, встречающихся у пользователей ремней чем у тех, кто ими не пользуется (Christensen og Borger, 1992). Это видно из табл. 4.12.2.

Таблица 4.12.2. Предполагаемое влияние ремней безопасности на травмы шеи и другие типы травм

Типы травматизма Лица, неиспользовавшие ремни Пользователи ремней Изменение количества травм
Число травм % от травмированных % от всех Число травм % от травмированных % от всех
Шея 250 33,3 3,6 225 41,7 3,2 -10%
Другие части тела 500 66,7 7,1 315 58,3 4,6 -37%
Все травмы 750 100,0 10,7 540 100,0 7,8 -28%
Без травм 6250 89,3 6460 92,2
Итого 7000 100,0 7000 100,0

Пример показывает, что доля людей с травмами в области шеи составляла 42% от тех травмированных, кто пользовался ремнями безопасности, и только 33% от тех, кто не пользовался ремнем, хотя (общая) доля травм в области шеи снизилась на 10%. Повышение доли людей с травмами шеи среди пользователей ремней безопасности во многих исследованиях настолько большое, что оно вряд ли может быть объяснено тем, что выбор был ограничен травмированными людьми. Во всяком случае ясно, что использование ремней безопасности снижает травматизм области шеи меньше, чем другие типы травм и может также осложнять травмы при ДТП с наездом сзади.

Контакт между телом и ремнем безопасности может также привести к несерьезным травмам (синяки, перелом ребер) при ДТП у тех, кто пользуется ремнем безопасности. В тех случаях, когда степень серьезности ДТП такая, что ремень безопасности причиняет дополнительные травмы, вероятность того, что травмы были бы еще серьезнее, если бы водитель и пассажиры не одевали ремень безопасности, очень высокая.


Влияние автоматических ремней безопасности


В американском исследовании (Nash, 1989) было показано, что автоматические ремни безопасности в автомобиле марки Toyota Cressida в США помогли уменьшить количество погибших в этих автомобилях на 40% ( 8%). Автоматические ремни фиксируются к дверям салона автомобиля и "надеваются" автоматически на водителя, когда он закрывает дверь. Влияние является почти таким же, как было показано для застегиваемых вручную ремней безопасности.


Влияние предписания об обязательном использовании автомобильных ремней безопасности


Предписание об обязательном использовании автомобильных ремней безопасности в легковых автомобилях является одним из наиболее изученных мероприятий. Результаты, приведенные здесь, взяты из следующих исследований:

Foldvary og Lane, 1974 (Виктория, Австралия).
Vaughan, Wood og Croft, 1974 (Нью Саут Уельс, Австралия).
Crinion, Foldvary og Lane, 1975 (Южная Австралия, Австралия).
Andreasson и Roos, 1977 (Швеция).
Hvidberg Jоrgensen, 1977 (Дания).
Jоrgensen Lund, 1977 (Дания).
Mоller, 1977 (Дания).
Nielsen, Eriksen, Nordentoft og Weeth, 1977 (Дания).
Toomath, 1977 (Новая Зеландия).
Conybeare, 1980 (Австралия).
Hakkert, Zaidel og Sarelle, 1981 (Израиль).
Jonah og Lawson, 1984 (Квебек, Онтарио, Саскачеван, Британская Колумбия, Канада).
Mackey, 1985 (Великобритания).
UK Department of Transport, 1985 (Великобритания).
Harvey og Dublin, 1986 (Великобритания).
Campbell og Campbell, 1988 (штаты США).
Salmi, Thomas, Fabry og Girard, 1989 (Франция).
Tunbridge, 1989 (Великобритания).
Reinfurt, Campbell, Stewart og Stutts, 1990 (Северная Каролина, США).
States и другие, 1990 (Нью Йорк, США).
Asch, Levy, Shea og Bodenhorn, 1991 (Нью Джерси, США).
Evans og Graham, 1991 (штаты США).
Rock, 1993 (Ильнуа, США).
Elvik, 1995 (Норвегия).
Koushki, Ali og AlSaleh, 1996 (Кувейт).

Результаты этих исследований меняются в широких пределах. Рис. 4.12.3 показывает зависимость между ростом использования ремней безопасности и изменением количества погибших водителей после введения предписания об обязательном использовании ремней безопасности в легковых автомобилях.


Рис. 4.12.3. Зависимость между степенью использования ремней безопасности и изменением количества погибших водителей после введения обязательного их использования


Рис. 4.12.3 свидетельствует о наличии тенденции более значительного снижения количества погибших в ДТП тогда, когда относительное повышение использования ремней безопасности при введении предписания было большим, чем в тех случаях, когда повышение было небольшим. Рис. 4.12.4 также показывает соответствующий результат в отношении травмированных водителей и пассажиров. В этом случае процентное снижение количества травмированных участников движения было меньше, чем для погибших.


Рис. 4.12.4. Зависимость между приростом использования ремней безопасности и изменением количества травмированных водителей после введения обязательного их использования

На рис. 4.12.3 и 4.12.4 отсутствует устойчивая связь с количеством ДТП, на которых они основаны. В табл.4.12.3 приводятся наиболее надежные результаты, полученные при анализе ДТП по их видам.

Таблица 4.12.3: Влияние введения обязательного использовании ремня безопасности на количество травмированных людей

Степень тяжести травмы Процентное изменение количества травмированных
Группа участников дорожного движения Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Введение обязательного использования ремней безопасности привело к 25-процентному приросту использования ремней
Погибшие Люди в легковых автомобилях -7 ( -9; -5)
Травмированные Люди в легковых автомобилях +0,7 (+0,4; +1)
Введение обязательного использования ремней безопасности привело к 25-49-процентному приросту использования ремней
Погибшие Люди в легковых автомобилях -8 ( -9; -7)
Травмированные Люди в легковых автомобилях -14 ( -15; -13)
Введение обязательного использования ремней безопасности привело к 50-процентному приросту использования ремней
Погибшие Люди в легковых автомобилях -21 ( -22; -20)
Травмированные Люди в легковых автомобилях -16 ( -16; -15)
Среднее влияние всех предписаний об использовании ремней безопасности
Погибшие Люди в легковых автомобилях -11 ( -12; -19)
Серьезно травмированные Люди в легковых автомобилях -18 ( -19; -18)
С легкими ранениями Люди в легковых автомобилях -8 ( -8; -7)
Все травмы Люди в легковых автомобилях -12 ( -15; -10)
Влияние на группы участников дорожного движения, кто не был охвачен предписанием
Погибшие Участники дорожного движения вне автомобиля +7 (+5; +8)

Травмированные (все степени серьезности)

Участники дорожного движения вне автомобилей +7 (+6; +8)


Введение обязательного использования ремней привело в среднем к 10-15-процентному снижению количества погибших и серьезно травмированных в легковых автомобилях. Общее количество травмированных в легковых автомобилях снизилось на 10%. Чем больше увеличивается использование ремней безопасности, тем больше снижение количества травмированных водителей и пассажиров легковых автомобилей. Наибольшее снижение, достигнутое в исследованиях, составляло 15-20%.

Имеется ряд примеров, согласно которым относительно большое увеличение (выше 30%) использования ремней привело к небольшому снижению количества травмированных в легковых автомобилях лиц (менее 10%). Объяснение этого заключается в том, что те, кто с самого начала пользуются ремнями безопасности, являются как раз самыми осторожными водителями, а также наиболее расположенными к тому, чтобы соблюдать требования правил дорожного движения. Датское (Jоrgensen og Lund, 1977), норвежское (Nordisk trafikksikkerhetsrad, 1984) и американское (Evans, 1987) исследования показали, что те водители, кто пользуется ремнями безопасности, обладают более низким риском ДТП (на 1 авт-км) по сравнению с водителями, которые не используют ремни безопасности.

Было предположено (Adams, 1985; 1994), что обязательное использование ремней безопасности поощряет водителей к менее безопасной езде, так как они чувствуют себе более уверенно в автомобиле. Такая манера езды могла привести к увечьям среди участников дорожного движения - в первую очередь среди пешеходов и велосипедистов. После введения предписания количество травмированных пешеходов и велосипедистов действительно немного увеличилось (см. цифры выше). Это может быть объяснено повышением интенсивности движения. Предположение о том, что обязательное использование ремня безопасности приводит к менее безопасной манере езды, не было подтверждено в исследованиях. Детальное изучение отношения водителей до и после введения правил обязывающих использование ремней безопасности в Ньюфаундленде в Канаде и в Великобритании (O'Neill, Lund, Zador og Ashton, 1985) не показало никаких признаков менее безопасной манеры езды. Нидерландское исследование (Janssen, 1994), однако, свидетельствует о небольшом повышении скорости среди тех водителей, кто обычно не использовал ремень безопасности, но был вынужден начать его использовать после введения требований об их обязательном использовании.


Влияние на пропускную способность дорог

Использование ремня безопасности как такового не имеет никакого влияния на пропускную способность автомобильных дорог.


Влияние на окружающую среду

В проведенных исследованиях не отмечено влияние обязательного использования ремней безопасности на окружающую среду.


Затраты


Все современные легковые и грузопассажирские автомобили имеют ремни безопасности как стандартное оснащение. Поэтому точных данных о расходах на установку ремней не имеется. В предыдущем издании Справочника по безопасности дорожного движения приводились следующие цифры:

Трехточечная фиксация ремней на водительском сиденье и на дополнительные места сзади (стоимость установки ремней на одно место) - 530-640 крон.

Двухточечная фиксация на середине заднего сиденья (одно место) - 220-250 крон.

Общая стоимость установки ремней безопасности в легковом 5 местном автомобиле - 2340-2810 крон.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Проведен ряд анализов окупаемости средств, вложенных на реализацию мероприятия (Hakkert, 1969; Bolstad, 1972; US Department of Transportation, 1976; National Transportation Safety Board, 1979;, Transport Canada, 1986). Подобные анализы показывают, что выгода от использования ремней безопасности гораздо выше, чем затраты, вызванные этим мероприятием. Величина отношения выгоды к затратам находится в пределах от 3 до 8. При этом не учтены расходы на введение в действие требования об Люди в легковых автfont class=pомобилях обязательном использовании ремней.

Чтобы проиллюстрировать эффект от средств, вложенных на использование ремней безопасности в условиях Норвегии в настоящее время, приводим пример расчета. Предполагается, что пробег легкового автомобиля в течение всего срока эксплуатации (15 лет) составляет около 200000 км. Риск ДТП с травматизмом (Bjоrnskau, 1993) предполагается на уровне 0,32 травмы на 1 млн. авткм пробега автомобиля для водителей и 0,27 травмы на 1 млн. пасскм для пассажиров. Эти цифры взяты из регистра Государственного института здравоохранения (Statens institutt for folkehelse, цифры экспозиции - Rideng, 1993). Данные действуют при условии использования ремней 60-80% водителей. При этом предполагается, что травмы без использования ремней безопасности на 1 млн. авт-км пробега будут 0,40 для водителя и 0,35 для пассажиров. Ожидаемое количество травмированных в течение всего срока эксплуатации автомобиля было бы 0,08 для водителей и 0,04 для пассажиров на переднем сиденье и 0,02 для пассажиров на заднем сиденье.

Выгода от использования ремня безопасности в течение всего эксплуатационного срока автомобиля для водителя составляет 19000 крон (дисконтировано на 15 лет, при годовом проценте дисконтирования 15). Затраты на установку ремней на водительском сиденье составляют около 600 крон. Соответствующая выгода для пассажиров на переднем сиденье составляет 8000 крон, затраты - 600 крон. Для пассажиров на заднем сиденье выгода оценивается в 2000 крон, затраты в 1500 крон.

Расчеты показывают, что выгода от использования ремней безопасности превышает затраты на установку ремней на всех сиденьях автомобиля. Расход времени на пристегивание и отстегивание ремней здесь не учтен (расход времени предполагается 8 с на одну операцию (Blomquist, 1977; 1979).В среднем легковым автомобилем пользуются около 1000 раз в год (Rideng, 1994). Это означает, что. 1800 поездок на автомобиле в год (пассажирозагрузка в среднем 1,82 чел. на поездку). Если все пассажиры используют ремни безопасности во всех поездках, то расход времени на пристегивание и отстегивание ремня для одного автомобиля составляет около 4 часа в год. Расход, связанные со временем, составляют 340 крон для всех сидячих мест одного автомобиля и 3115 крон для всего срока службы автомобиля. При этом выгода от ремней безопасности оценивается в 29000 крон для всех сидячих мест автомобиля. Поэтому затраты по сравнению с выгодой незначительны.

Расчет (Elvik, 1997) показывает, что количество погибших в ДТП может быть уменьшено на 23-65 чел. при условии, что все используют ремни безопасности. Количество травмированных может быть снижено на 285-865 человек. Трехкратное увеличение контроля использования ремней безопасности может привести к снижению травмированных на 100 чел., и одновременно к сокращению количества погибших на 8. Выгода от ужесточения контроля составляет, следовательно, 270 млн. крон, затраты - 75 млн. крон (см. п. 8.5).



<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск:
Statens institutt for folkehelse