Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 



4.11. Шлемы для водителей мопедов и мотоциклистов


Введение


У водителя и пассажира мопеда или мотоцикла имеется большой риск получения травмы в дорожном движении. Расчеты, сделанные на основании норвежских статистических данных об аварийности в стране (Bjoernskau, 1993), показывают, что у водителей мопедов и мотоциклистов риск травматизма на миллион чел-км в 8-10 раз выше, чем у водителей автомобилей. Однако о многих травмах в полицию не сообщается. Если в основу положить регистрацию травматизма в Государственном институте здравоохранения (ГИЗ) Норвегии, то у водителей мопедов и мотоциклистов риск травматизма в дорожном движении будет в 12-15 раз выше, чем у водителей автомобилей. В 1995 г. 546 водителей мопедов и 592 мотоциклистов получили травмы или погибли в ДТП, заявленных в полицию (Центральное статистическое бюро, 1996).

Транспортное средство обеспечивает минимальную защиту водителей мопедов и мотоциклистов, когда они попадают в происшествие. Поэтому вероятность того, что ДТП приведет к травматизму людей, является высокой. При падении с мопеда или мотоцикла высокой является опасность травмирования головы. Из официальной статистики ДТП не видно, сколько травмированных водителей мопедов и мотоциклистов получили травмы головы. Транспортно-медицинские исследования (Lereim, 1984) свидетельствуют о том, что у большинства водителей мопедов и мотоциклистов, пострадавших в ДТП, были травмы головы. Опыт показывает, что пока применение шлемов будет добровольным, далеко не все водители мопедов и мотоциклисты будут ими пользоваться. В 1976 г., когда в Норвегии применение шлемов было добровольным, приблизительно 55% водителей мопедов и мотоциклистов пользовались ими (Fosser, 1995). Соответствующий опыт был накоплен и в ряде штатов США.

Шлем для водителей мопедов и мотоциклистов должен защищать от травм головы при происшествиях и уменьшать степень тяжести таких травм.

Обязательное применение шлемов водителями мопедов и мотоциклистами имеет своей целью сокращение количества травм у этой группы участников дорожного движения за счет использования шлемов всеми водителями мопедов и мотоциклистами.


Описание мероприятий


В Норвегии обязательно применение шлемов при вождении мопеда или мотоцикла. Шлем должен быть одобрен директоратом дорожного движения.

Обязательное применение шлема при вождении мопеда или мотоцикла введено в Норвегии с 1 апреля 1977 г. С 1 октября 1979 г. введен штраф в размере 200 крон за неприменение шлема. Затем его увеличили до 300 крон в 1987 г. и до 500 крон в 1993 г. (предписание о применении средств индивидуальной защиты при вождении механического транспортного средства; предписание о штрафе за нарушение законодательства о дорожном движении). На рис. 4.11.1 показан рост применения шлемов водителями мопедов и мотоциклистами с 1976 г. по 1993 г (Fosser, 1995). При последнем подсчете 98% применяли шлем в густонаселенных пунктах и 100% - в малонаселенных пунктах. Процент применения в малонаселенных пунктах со временем изменялся больше, чем в густонаселенных пунктах, однако большая часть этого изменения объясняется тем, что сведения относились к значительно меньшему количеству людей в малонаселенных пунктах, чем в густонаселенных. При таких обстоятельствах случайные колебания процентного применения шлемов проявляются более резко.


Рис.4.11.1. Применение шлемов водителями мопедов и мотоциклов в Норвегии с 1976 по 1993 г.

 

Влияние на аварийность


Индивидуальное влияние


Влияние применения шлема водителями мопедов и мотоциклистами на тяжесть травм исследовалось многими специалистами. Результаты, рассматриваемые в данном разделе, взяты из нижеприводимых исследований:

Caims og Holbourn, 1943 (Великобритания).
Chandler og Thompson, 1957 (Великобритания).
Jamieson og D'Arcy, 1973 (Австралия)
Richardson, 1974 (США).
Kraus, Riggins og Franti, 1975 (США).
Hoffman, 1977 (Бельгия).
Dare, Owens og Krane, 1978 (США).
McSwain og Lummis, 1980 (США).
National Highway Traffic Safety Administration (Национальная администрация по безопасности дорожного движения), 1980 (США).
Andrews, 1981 (США).
Carr, Brandt og Swanson, 1981 (США).
Hurt, Ouellet og Thom, 1981 (США).
Luna, Copass, Oreskovich og Carrico 1981 (США).
Bachulis, Sangster, Gorrell og Long, 1988 (США).
Evans og Frick, 1988 (США).
May и Morabito 1989 (США).
Wilson, 1989 (США).
Kelly, Sanson, Strange og Orsay 1991 (США).
Murdock og Waxman, 1991 (США).
Romano og McLoughlin, 1991 (США).
Offner, Rivara og Maier, 1992 (США).
Shankar, Ramzy, Soderstrom, Dischinger og Clark, 1992 (США).
Weiss, 1992 (США)
Rutledge og Stutts 1993 (США).
Gabella, Reiner, Hoffman, Cook og Stallones 1995 (США).
Kraus, Peek, Shen og Williams, 1995 (США).

Большинство этих исследований проводилось в больницах или других оздоровительных учреждениях, где пострадавшие водители мопеда или мотоцикла проходили курс лечения. Слабостью исследований, проведенных в оздоровительных учреждениях, является то, что непострадавшие мотоциклисты, т.е. те, кто избежал травм в результате применения шлема, как правило, не учитываются. Кроме того, многие исследования в незначительной степени учитывали другие факторы, помимо применения шлема, которые оказывают влияние на тяжесть травм при дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому результаты являются ненадежными. Лучшие оценки влияния применения шлема на тяжесть травм приведены в табл. 4.11.1.

Таблица 4.11.1. Влияние использования шлема водителями мопедов и мотоциклистами на вероятность получения травмы (данные по отдельным ДТП)

Тяжесть травм при ДТП Процентное изменение количества травмированных
Типы травм, на которые оказывается влияние Лучшая оценка Разброс в оценках влияния
Смертельная травма (3%) Травма головы -44 ( -55; -32)
Серьезная травма (17%) Травма головы -49 ( -58; -39)
Легкая травма (80%) Травма головы -33 ( -41; -25)
Все степени травматизма Травма головы -44 ( -22; -41)
Все степени травматизма Другие травмы, помимо головы -8 ( -22; +8)
Все степени травматизма Все типы травм -25 ( -30; -20)


Применение шлема сокращает количество травм головы у водителей мопедов и мотоциклистов приблизительно на 45%. Наибольшее влияние приходится на наиболее серьезные травмы. Имеется тенденция того, что те, кто пользуется шлемом, получают также меньшее количество других травм, однако эта тенденция не является статистически надежной. Если все травмы рассматривать совокупно, применение шлема сокращает количество травм приблизительно на 25%.


Влияние введения обязательного применения шлема


Имеется ряд исследований влияния введения или отмены обязательного применения шлемов на количество раненых в ДТП водителей мопедов и мотоциклистов. Большинство исследований проведено в США, где в большинстве штатов введено их обязательное использование в период с 1967 по 1970 гг. В период 1976-1978 гг. свыше половины из 50 штатов отменили это предписание. После 1990 г. ряд штатов вновь ввели предписание об обязательном применении шлемов. Результаты, рассматриваемые в данном разделе, основываются на нижеприводимых исследованиях:

Koehler, 1978 (США).
Dare, Owens og Krane, 179 (США).
Asogwa, 1980 (Нигерия).
Watson, Zador og Wilks, 1980 (США).
McSwain og Lummis, 1981 (США).
McSwainogи Petrucelli, 1984 (США).
Chenier og Evans, 1987 (США).
Kraus, Peek, McArthur og Williams, 1994 (США).

Лишь небольшое количество этих исследований сообщает чтото о применении шлемов и количестве поездок на мопедах и мотоциклах до и после введения или отмены предписания об обязательном применении шлемов. Поэтому невозможно установить взаимосвязь между тем, насколько большие изменения в применении шлемов вызывает введение обязательного применения шлемов, и тем, насколько большие изменения количества травм вносит введение этого предписания. На основании вышеуказанных исследований в табл. 4.11.2 приведены данные о влиянии введения или отмены обязательного применения шлемов водителями мопедов и мотоциклистами.

Таблица 4.11.2. Влияние введения или отмены обязательного использования шлемов на количество травмированных мотоциклистов

Тяжесть травм при ДТП Процентное изменение количества травмированных
Типы травм, на которые оказывается влияние Лучшая оценка Разброс в оценках влияния
Введение предписания
Смертельные травмы Все травмы -26 ( -33; -19)
Все телесные повреждения Все травмы -27 ( -28; -25)
Отмена предписания
Смертельные травмы Все травмы +30 (+25; +35)
Все телесные повреждения Все травмы +8 (+6; +10)

Введение обязательного применения шлемов сокращает количество травмированных водителей мопедов и мотоциклистов приблизительно на 20-30%. Отмена предписания, как оказалось, приводит к увеличению количества погибших приблизительно на 30% и несколько меньшему (приблизительно на 5-10%) количеству травмированных водителей мопедов и мотоциклов.

В Норвегии обязательное применение шлемов введено в период 1977-1979 гг. (предписание в 1977 г., штраф в 1979 г.). Для того, чтобы получить представление о влиянии введения предписания, в табл. 4.11.3 приведены сведения о применении шлемов, о количестве зарегистрированных мопедов и мотоциклов, о количестве зарегистрированных автомобилей и о количестве травм в 1976 г. (до введения предписания) и в 1980 г. (после введения предписания).

Таблица 4.11.3. Изменения в период до и после введения обязательного применения шлемов водителями мопедов и мотоциклов в Норвегии

Показатели 1976 1980
Применение шлемов, в процентах 58 93
Количество водителей мопедов и мотоциклов, получивших ранения в ДТП 1286 1506
Млн. чел-км на мопеде/мотоцикле 538 501
Количество раненых на млн. чел-км (мопед/мотоцикл) 2,4 3,0
Количество раненых участников движения в других ДТП 9579 9104
Млн. чел-км на автомобиле 32597 35318
Количество раненых на млн. чел-км (ДТП с автомобилями) 0,29 0,26

В среднем применение шлемов водителями мопедов и мотоциклистами увеличилось с 58% в 1976 г. до 93% в 1980 г. Количество травм в этой группе участников движения увеличилось с 1286 до 1506. Это увеличение нельзя объяснить увеличением поездок на мопедах и мотоциклах. Увеличилось количество травмированных водителей и мотоциклистов на миллион чел-км. Анализ количества травмированных участников движения в остальных происшествиях показывает сокращение за тот же период и в абсолютных цифрах и в пересчете на миллион чел-км.

Эти данные противоречат результатам исследований других стран. Нельзя также делать выводы о том, что увеличение применения шлемов не сократило количество травмированных водителей мопедов и мотоциклистов в Норвегии. Приведенные выше цифры имеют другое объяснение, например, изменившийся возрастной состав водителей мопедов и мотоциклов, изменившаяся отчетность о травмах, изменение поведенческих привычек у водителей мопедов и мотоциклов и изменения условий дорожного движения.


Влияние на пропускную способность дорог

Документально не подтверждено какоелибо влияние применения шлемов водителями мопедов и мотоциклов или обязательного их применении на пропускную способность автомобильных дорог.


Влияние на окружающую среду

Документально не подтверждено какое-либо влияние применения шлемов водителями мопедов и мотоциклов или обязательного их применения на окружающую среду.

Затраты


Шлем для водителей мопедов и мотоциклов в Норвегии в 1995 г. стоил приблизительно 400-1500 крон.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Для водителей мопедов или мотоциклиста с ежегодным средним пробегом, равным среднему для своей группы (приблизительно 3000 км в год для водителей мопедов и приблизительно 6000-7000 км в год для мотоциклистов), ежегодное ожидаемое количество травм составляет приблизительно 0,01. Эта цифра является представительной для ситуации, когда почти 100% водителей мопедов и мотоциклистов пользуются шлемом. Если бы шлем не применялся, можно предположить, что количество травм составило бы 1/0,75 = приблизительно на 33% выше (соответствует сокращению количества травм на 25%). Поэтому предполагается, что применение шлема в среднем предотвращает 0,003 регистрируемых полицией травм, приходящихся на одного водителя мопеда или мотоциклиста в год. При средней величине расходов от происшествий с травмами приблизительно в 1430000 крон это даст экономию в приблизительно 4300 крон на одного водителя мопеда или мотоцикла в год.

Расходы на приобретение одного шлема в Норвегии составляют приблизительно 1000 крон. В пересчете на ежегодные выплаты при сроке эксплуатации в 5 лет расходы составят приблизительно 250 крон в год. Это значительно меньше значения выгоды в связи с предотвращением травм. Цифры свидетельствуют о том, что применение шлемов водителями мопедов и мотоциклистами дает отношение выгода/затраты, равное приблизительно 17( 6). Этот результат подтверждается анализами соотношения выгоды и затрат, сделанными американскими исследователями (Muller, 1980; Hartunian, Smart, Willemain og Zador, 1983).



 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: