Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>


 



4.1. Требование к глубине рисунка протектора шин

Введение


В период 1990-1993 гг. около 22% всех зарегистрированных полицией ДТП с травматизмом в Норвегии совершалось на влажном, скользком покрытии дороги (Vaa, 1995). Исследования свидетельствуют о том, что риск несчастных случаев на влажном дорожном покрытии выше, чем на сухом (Satterthwaite, 1976; Ivey; Griffin, Newton og Lytton, 1981; Brodsky og Hakkert, 1988; Ragnоy, 1989). Если риск попасть в ДТП на сухом дорожном покрытии в Норвегии принимается равным 1,0, то риск ДТП на мокром покрытии в дневное время принимается 1,2, а в темное время суток - 1,4 (Ragnоy, 1989).

На увеличение риска ДТП на мокром покрытии влияет ряд факторов. Брызги воды могут ухудшить видимость, причем изношенные стеклоочистители лобового стекла могут еще осложнить ситуацию. Кроме того, что атмосферные осадки снижают сцепление шины колеса с дорожным покрытием (особенно при высокой скорости), они также значительно ухудшают видимость. Важным фактором, определяющим сцепление шины колеса с дорожным покрытием, является глубина рисунка протектора шины автомобиля. Глубина рисунка протектора шины должна быть настолько большой, чтобы гарантировались достаточное сцепление шины с дорожным покрытием даже при любых самых плохих прогнозируемых условиях и ситуациях. Недостаточная глубина рисунка протектора шины в значительной степени повышает опасность потери сцепления с дорожным покрытием при движении по мокрому покрытию, так как протектор уже не способен выполнить свою "дренажную функцию", и появляется явление "аквапланирование".

Целью предъявления требований к величине минимальной глубины рисунка протектора шины является обеспечение достаточного сцепления шины колеса автомобиля с дорожным покрытием при любых прогнозируемых ситуациях и всех допустимых скоростях.


Описание мероприятий


Требование к величине минимальной глубины рисунка протектора шины устанавливаются органами власти. В настоящее время в Норвегии действуют следующие требования:

Исследования, проведенные на дорогах, показывают, что шины большинства автомобилей в Норвегии отвечают этим требованиям (Fosser, 1979; Fosser og Teigen, 1981; Statens vegvesen Vegdirektoratet, 1982, 1983; Glad, 1988). Результаты различных исследований приводятся ниже. Согласно им около 5% автомобилей в Норвегии имеет недопустимую глубину рисунка протектора шин на одном или нескольких колесах.

Наличие недопустимой глубины рисунка протектора по типам автомобилей в Норвегии следующее:

Тип транспортного средства Глубина рисунка Время года Процентная доля автомобилей/шин
Грузовые автомобили < 1 мм Зима 1978/79 1,9%
Легковые автомобили < 2 мм Зима 1981 1,1%
Автофургоны < 2 мм Зима 1981 0,8%
Легковые автомобили < 1 мм Осень 1981 5,9%
Легковые автомобили < 1 мм Осень 1983 2,9%
Легковые автомобили < 2 мм Зима 1978 2,0%

 

Влияние на аварийность


Имеется относительно немного исследований о влиянии глубины рисунка протектора на аварийность. В следующих исследованиях сделана попытка установить это влияние:

Hankins, Morgan, Ashkar og Tutt, 1971 (США).
Highway Safety Foundation, 1971 (цитируется Dijks, 1976, США).
Glad, 1988 (Норвегия).
Fosser og Ingebrightsen, 1991 (Норвегия).

Только два из этих исследований (Hankins и другие, 1971 и Glad, 1988) приводят достаточное количество данных о ДТП, которые позволяют осуществить математический анализ. Табл. 4.1.1 показывает влияние увеличения минимальной допустимой глубины рисунка протектора на аварийность на основании этих двух исследований.

Таблица 4.1.1. Влияние увеличения минимально допустимой глубины рисунка протектора шин на аварийность

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучший результат Пределы колебания результатов
Увеличение глубины рисунка протектора с 2 до 2-3 мм
Все типы ДТП (тяжесть не установлена) Все типы ДТП (особенно на влажном дорожном покрытии) -19 ( -30; -5)
Увеличение глубины рисунка протектора с 2-3 до 3-5 мм
Все типы ДТП (тяжесть не установлена) Все типы ДТП (особенно на влажном дорожном покрытии) -9 ( -19; +3)
Увеличение глубины рисунка протектора с 3-5 до более 5 мм
Все типы ДТП (тяжесть не установлена) Все типы ДТП (особенно на влажном дорожном покрытии) +6 ( -1; +12)

Риск дорожно-транспортного происшествия на 20% ниже для автомобилей, имеющих шины с глубиной рисунка протектора в пределах 2-3 мм, чем для автомобилей, имеющих шины с глубиной рисунка протектора менее 2 мм. Когда глубина рисунка протектора увеличивается до 3-5 мм, риск ДТП снижается на 10% по сравнению с глубиной рисунка, равной 2-4 мм. Увеличение глубины рисунка протектора более 5 мм не имеет статистически значимого влияния на риск попасть в ДТП. Следует, однако, отметить, что эти исследования не учитывали другие факторы, влияющие на риск ДТП. Результаты, которые рассматривает Dijks (1976), показывают ту же тенденцию. Но и в этих исследованиях другие факторы, кроме глубины рисунка протектора, не исследовались. Поэтому результаты недостаточно достоверны.

В норвежском исследовании о влиянии состояния шин на риск ДТП в зимних условиях (Ingebrightsen og Fosser, 1991) глубина рисунка протектора шины оценивалась по шкале 0-10. Поэтому эти результаты не могут быть непосредственно сопоставлены с результатами других исследований. Исследование показало, что при увеличении глубины рисунка протектора на 2 мм (по шкале измерения), риск ДТП сокращается на 16% при движении по заснеженному или скользкому покрытию, на 10% для влажного и нешероховатого дорожного покрытия и около 20% для сухого, нешероховатого дорожного покрытия. В этом исследовании рассматривалось влияние и ряда других факторов, влияющих на аварийность в зимнее время.


Влияние на пропускную способность дорог

Не найдено исследований о влиянии изменения глубины рисунка протектора шины на пропускную способность автомобильных дорог. Можно, однако, предположить, что водители автомобилей с изношенными шинами снижают скорость (Fosser og Ingebrightsen, 1991; Ingebrightsen og Fosser, 1991, Fosser og Saetermo, 1995) и уменьшают пропускную способность по скользкой дороге. Подобное снижение скорости возможно и по другим причинам, не связанным с изношенными шинами, например, изменение режима движения.


Влияние на окружающую среду

Зимние шины (с большой глубиной рисунка протектора) создают больше шума, чем летние шины. Увеличение шума при переходе с летних шин на зимние обусловлено главным образом различием в рисунке протектора (Johansen, 1975). Разница незначительная. Основное отличие зимних шин связано с наличием в них шипов.


Затраты


Набор новых зимних шин для легкового автомобиля в Норвегии стоит 2000-3000 крон. Глубина рисунка протектора на новых шинах составляет, как правило, 8 мм. Рисунок стирается до 1 мм в результате пробега 30000-60000 км (в зависимости от шероховатости дорожного покрытия и прочности резины шины). Износ шин обходится норвежскому автомобилисту примерно 6 эре на 1 км (в ценах 1995 года) (Statens vegvesen, handbok 140, 1995). Большинство водителей заменяют шины, когда рисунок протектора изношен до 1,6 мм. Поэтому возможно рассчитать расходы, связанные с заменой шин. Если требование к глубине рисунка устанавливается равной 3 мм, то 4-5% автомобилей в движении имели бы недопустимо малую глубину рисунка протектора шин.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

В настоящее время небольшое число водителей ездят на шинах с недопустимой глубиной рисунка протектора. Дополнительный расход, вызываемый ужесточением контроля глубины рисунка протектора, поэтому, незначителен.

Если требование к минимальной глубине рисунка протектора будет поднято до 3 мм, то предположительно 5% автолюбителей Норвегии вынуждены будут заменить шины. Многие водители, по всей вероятности, будут менять шины более часто, чем делается сегодня.

Замена шин на 5% всех легковых и грузовых автомобилях (с учетом минимальной глубины рисунка 3 мм) в Норвегии обошлась бы в 240 млн. крон (одноразовый расход). Предположим, что благодаря замене шин удается избежать 10% ДТП, т.е. на 40 ДТП с травматизмом меньше в течение первого года после введения мероприятия. Экономия от сокращения количества ДТП составляет 80 млн. крон, что меньше, чем сумма средств, вложенных на реализацию мероприятия.




 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: