Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 



Часть IV

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 


ADR (European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road) - Европейской соглашение по перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам.


MATEPRINSIPP - принцип расположения коллекторных и подъездных дорог относительно друг друга. Различаются подъезды внутри территории и подъезды снаружи. При подъезде внутри территории коллекторная дорога проходит через центр этой территории, которую можно достичь по подъездным дорогам. При внешнем примыкании коллекторная дорога проходит по внешней границе той территории, которую можно достичь по подъездным дорогам.


MATING - регулирование подъезда транспорта к территории города/населенного пункта.


MORKETALL - количество ДТП, преступлений и т.п., не учитываемых официальной статистикой, и о которых имеются лишь неточные данные.


OVERHEND - 1). Габарит транспортного средства - расстояние от нижней точки заднего колеса до верхней точки кузова. 2). Часть шипа шипованной шины, которая выступает за пределы шины.


SLEPEVOGN - прицеп с двумя или более осями, сконструированный таким образом, что вертикальные силы нельзя перевести на сцепное устройство на буксирующем автомобиле.


АВАРИЙНЫЙ УЧАСТОК (ULYKKESSTREKNING) - отрезок дороги с большим количеством дорожно-транспортных происшествий. На государственных дорогах каждый участок длиной от 100 метров до 1 км, на котором в течение 4 лет было зарегистрировано минимум 10 ДТП с травматизмом, зафиксированных в отчетах полиции, считается особо аварийным.


АВАРИЯ (ULYKKE) - внезапное и неожиданное происшествие, результатом которого является указываемый ущерб.


АВТОДРОМ (KJOREGARD) - ограниченная территория, по которой запрещено обычное движение и на которой обучающиеся вождению практикуются езде на автомобилях по специальным схемам движения и с использованием специального учебного автомобиля.


АВТОМАГИСТРАЛЬ (MOTORVEG) - автомобильная дорога, предназначенная для автомобильных перевозок с высокими скоростями и оборудованная сооружениями для обслуживания пассажиров и автомобилей, по которой разрешается движение только механических транспортных средств, разрешенная скорость которых должна быть минимум 40 км/ч. Различаются автомагистрали А и автомагистрали В. Автомагистрали А имеют раздельные проезжих частей для каждого направления движения. На автомагистралях А не допускается устройство пересечений в одном уровне. Автомагистрали В имеет две или более полос движения в каждом направлении, разделенные резервной зоной, обозначенной разметкой проезжей части. На автомагистралях В допускается устройство пересечений в одном уровне.


АВТОПОЕЗД (VOGNTOG) - транспортное средство, состоящее из тягача и одного или нескольких прицепов, или полуприцепов.


АВТОШКОЛА (TRAFIKKSKOLE) - школа, обучающая за плату навыкам вождения. Такое обучение осуществляется только с официального разрешения.


АЛЛЕРГИЯ (ALLERGI) - изменение реактивности организма человека, вызываемая чуждыми ему веществами и выражающаяся различными болезненными состояниями. Приводит к раздражениям кожи или слизистой оболочки. Может вызывать замедленную реакцию водителя, особенно в сочетании с алкоголем.


АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ (KONSEKVENSANALYSE) - анализ или разъяснение, пытающиеся показать влияние одного (или нескольких) принятых мероприятий по повышению безопасности движения. Анализ последствий может также представлять собой перечень преимуществ и недостатков принимаемой или принимаемых мероприятий.


АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ (ANTROPOMETRISK)- соответствующий физическим размерам человеческого тела.


БЛОКИРОВКА КОЛЕС (HJULBLOKKERING) - блокировка колес наступает, когда колеса перестают свободно вращаться, например, при резком торможении. Блокировка передних колес ведет к потере управления, блокировка задних колес к аквапланированию на влажном дорожном покрытии.


БОКОВОЙ СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛЬ (SIDEREFLEKS) - световозвращатель, устанавливаемый на боковой плоскости транспортного средства.


БОКОВЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ (SIDEHINDER) - 1) дорожное ограждение, устанавливаемое сбоку дороги для предотвращения съезда транспортного средства с проезжей части; 2) ограждения, препятствующие подъезду легкового автомобиля под грузовой при ДТП, устанавливаемое между передней и задней осями транспортного средства или автопоезда большой длины.


БОРДЮРНЫЙ КАМЕНЬ (KANTSTEIN) - камень, служащий для отделения проезжей части и тротуаров друг от друга или от обочин и зеленых насаждений, используемый для устройства направляющих островков и разделительной полосы.


ВЕРОЯТНОСТЬ (SANNSYNLIGHET) - относительная частота различных результатов эксперимента, про-являющаяся при многократном повторении этого эксперимента.


ВЕРОЯТНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДТП (SANNSYNLIGHETSFORDELINGEN TIL ULYKKENE) - распределение относительной частоты различного числа зарегистрированных ДТП, имеющем место при ожидаемом среднем числе ДТП.


ВЕРТИКАЛЬНАЯ КРИВАЯ (VERTIKALKURVE) - элемент продольного профиля автомобильной дороги, обеспечивающий плавный переход от подъема к спуску и наоборот. Различаются вогнутые и выпуклые вертикальные кривые. Часто эти кривые проектируют в виде параболы.


ВЕШКА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ КРАЯ ДОРОГИ ПРИ УБОРКЕ СНЕГА (BROYTESTIKK) - вешки из дерева или пластика, установленные для обозначения края дороги при уборке снега. Могут иметь световозвращатели.


ВОДЯНАЯ ПЛЕНКА (VANNFILM) - тонкий, сплошной слой воды на дорожном покрытии, оказывающий влияние на сцепные качества дорожного покрытия.


ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ И ОТДЫХА (KJORE- OG HVILETID) - официально установленная продолжительность рабочего дня и отдыха водителя автопоезда при международных и междугородних перевозках.


ВРЕМЯ СТОЯНКИ (STILLSTANSTID) - время, в течение которого транспортное средство стоит без движения, на специально установленных местах для стоянки.


ВСТРЕЧНОЕ ДТП (MOTEULYKKE) - ДТП, при котором имеет место встречное столкновение транспортных средств.


ВЫГОДА (NYTTE) - все экономически рассчитанные преимущества принимаемого мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.


ВЫЕЗД ПО ТРЕВОГЕ (UTRYKNING) - движение с использованием сирены на автомобилях "скорой медицинской помощи", пожарных и полицейских автомобилях.


ГЕОМЕТРИЯ ДОРОГИ (VEGGEOMETRI) - геометрические параметры элементов дороги в горизонтальной и вертикальной плоскостях.


ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КРИВАЯ, КРИВАЯ В ПЛАНЕ (HORISONTALKURVE) - поворот дороги в горизонтальной плоскости.


ГРУППА РИСКА (FAREGRUPPE) - 1) группа опасного вещества. Опасные грузы подразделяются на группы риска; 2) группа людей, склонных к совершению дорожно-транспортных происшествий.


ДВИЖЕНИЕ ПРОМИЛЛЕ (PROMILLEKJORING) - управление автомобилем под воздействием притупляющего реакцию водителя средства. Водитель во всех случаях считается находящимся под воздействием алкоголя, если концентрация алкоголя в крови составляет более 0,5 промилле (возможно более 0,25 мг на литр воздуха).


ДИАГРАМНЫЙ ДИСК (DIAGRAMSKIVE) - диск, устанавливаемый в самописец (тахограф) режима движения автомобиля, на котором должно регистрироваться время водителя в движении и время отдыха. Один диск рассчитан на одни сутки. На диске могут регистрироваться время в движении, время отдыха, скорость движения и пройденное расстояние.


ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ (VARIASJONSBREDDE) - разница между наименьшей и наибольшей величиной параметра, измеряемой величины.


ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ (DYNAMISK SYNSSKARPHET) - способность различать или идентифицировать мелкие детали фигур или объектов, перемещающихся по отношении к наблюдателю.


ДИОКСИД УГЛЕРОДА (KARBONDIOKSYD) - бесцветный газ, поступающий в воздух при сжигании топлива. Диоксид углерода накапливается в атмосфере и способствует повышению температуры. Это явление называется часто "парниковым эффектом".


ДИСКОНТИРОВАНИЕ (DISKONTERING) - пересчет будущей прибыли или расходов на стоимость в данное время с помощью расчетного прироста.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (DIFFERENSIERING) - подразделение дорожной сети для механических транспортных средств в соответствии с транспортной функцией дороги таким образом, чтобы транспортные потоки были как можно более однородными на дорогах, выполняющих одинаковую функцию. Обычным является подразделение на дороги дальнего следования, главные дороги, коллекторные дороги и подъездные дороги (пути).


ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ (KONFIDENSINTERVALL) - интервал чисел, который при подавляющем большинстве расчетов включает действующий показатель, величину которого следует оценить. Обычно указывается интервал, в котором действительный показатель находится в 95% случаев.


ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА (VEGOPPMERKING) - нанесение линий и символов на проезжей части дороги с целью направить участников дорожного движения для выбора безопасной траектории движения.


ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ (VEGNORMALER) - рекомендации по строительству дорог и размеров ее геометрических элементов.


ДОРОЖНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ (VEGREKKVERK) - ограждения, воспрепятствующие съезду с дороги, переезду через разделительную полосу или движению по направлению к препятствиям, что привело бы к большому ущербу, чем наезд на ограждения. Дорожные ограждения строятся из алюминия, стали или бетона.


ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ (VEGVISNING) - информация в виде знаков, задачей которых является показать правильный маршрут движения и содействовать эффективному и безопасному развитию дорожного движения, а также дифференцировать дорожную сеть.


ДОРОЖНЫЙ СТАНДАРТ (VEGSTANDARD) - физический уровень качества дорожного сооружения, принимая во внимание дорожную одежду, геометрические элементы, освещение и т.д.


ДРЕНАЖНЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОН (DRENSASFALT) - асфальтобетонное покрытие, лучше отводящее воду, чем обычный асфальтобетон благодаря пористой структуре.


ДТП "СКЛАДНОЙ НОЖ" (FOLDEKNIVSULYKKE) - дорожно-транспортное происшествие с участием автопоезда с прицепом или полуприцепом, при котором тягач "складывается" с прицепом (полуприцепом) вокруг оси сцепления так, что они сталкиваются или прицеп (полуприцеп) сталкивается с другим транспортным средством.


ДТП (дорожнотранспортное происшествие) (TRAFIKKULYKKE) - происшествие, случающееся на дороге, открытой для движения, в котором участвуют одно или более транспортных средств. По официальным данным статистики ДТП, большинство ДТП связано с механическими транспортными средствами. А, например, число одиночных ДТП с участием велосипедистов сильно занижено.


ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ (DODSULYKKE) - дорожно-транспортное происшествие, в результате которого участник дорожного движения умирает в течение 30 дней, при этом условии ДТП считается со смертельным исходом.


ЗАДНЕЕ СТОЛКНОВЕНИЕ (BAKENDEKOLLISJON) - столкновение механических транспортных средств, при котором на одно из участвующих в столкновении транспортных средств совершается наезд сзади.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (LOVGIVNING) - общее название всех постановлений, имеющих силу закона.


ЗАМЕДЛЕНИЕ (RETARDASJON) - противоположно ускорению; постепенное снижение скорости.


ЗАНИЖЕНИЕ (UNDERRAPPORTERING) - неполная регистрация данных в официальной статистике дорожно-транспортных происшествий.


ЗАНОС ЗАДНЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПОВОРОТЕ (OVERSTYRING) - означает, что задняя часть автомобиля описывает больший радиус при повороте. Чаще всего происходит при задней загрузке автомобиля.


ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ (TIDSKOSTNAD) - величина используемого времени, оцененная экономически. Используется для расчета экономической величины сэкономленного или потерянного времени.


ЗАТРАТЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ (KJOREKOSTNAD) - все затраты при движении, то есть сумма всех затрат при эксплуатации транспортного средства, затрат, связанных с расход времени и затраты (потери) при ДТП.


ЗАЩИТА ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ (KOLLISJONSVERN) - части конструкции транспортного средства, задачей который является поглощение удара и защита от телесных повреждений при столкновении с механическим транспортным средством или неподвижным препятствием.


ЗЕРКАЛА ДЛЯ ОТПУГИВАНИЯ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ (VILTSPEIL) - отражательные устройства, расположенные по краю дороги и отражающие свет фар, проезжающих автомобилей так, чтобы этим отпугнуть животных (лосей, оленей, косуль и др.) от выхода на дорогу.


ЗНАЧИМОСТЬ (SIGNIFIKANT) - используется в значении статистическая значимость различия, т.е. различие действительно, а не возникло случайно.


ЗОНА ОТДЫХА (GATETUN) - зона для всех участников дорожного движения, устроенная таким образом, что все движение механических транспортных средств осуществляется по условиям пешеходов. Введены меры по снижению скорости без изменения поперечного профиля дороги. Транзитному транспорту въезд в зону отдыха запрещается.


ЗОНА РИСКА (FAREOMR(OA)DE) - территории представляющие опасность (полигоны, участки горных дорог, где производятся взрывные работы и т.д.


ИМИТАТОР ДВИЖЕНИЯ (KJORESIMULATOR) - устройство (обычно тренажеры), искусственно создающие ситуацию, которое позволяет воспроизводить реальную ситуацию дорожного движения.


ИНДИКАТОР ИЗНОСА (SLITASJEINDIKATOR) - отметка износа протектора шины, наносимая на автомобильной шине при глубине рисунка протектора 1,6 мм.


ИНТЕГРИРОВАНИЕ (INTEGRERING) - смешение различных групп участников дорожного движения в одной зоне, происходящее таким образом, чтобы все группы могли двигаться уверенно (см. Зона отдыха).


ИНТЕГРИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKINTEGRERING) - смешение различных групп участников дорожного движения по одной полосе. Особенно используется для обозначения смешения пешеходов и велосипедистов с механическими транспортными средствами. Противоположно понятию разделения.


ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKMENGDE) - число транспортных единиц, проходящих участок или створ на дороге за определенный промежуток времени. Обычно интенсивность движения измеряется количеством транспортных средств в сутки или транспортных средств в 1 час.


ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ТОРМОЗНОЕ УСИЛИЕ (BREMSEKRAFTFORBRUK) - количество тормозной энергии, приложенной к тормозной системе.


ИССЛЕДОВАНИЕ "ДО-И-ПОСЛЕ" (FOR-OG-ETTER UNDERSOKELSE) - исследование, при котором эффективность мероприятия по безопасности движения оценивается путем сравнения числа ДТП до принятия мероприятия с числом ДТП после реализации мероприятия на одном и том же участке дороги при контролируемых условиях.


КАНАЛИЗИРОВАНИЕ (KANALISERING) - мероприятие направленное на разделение потоков автомобилей по направлениям движения с выделением для этого отдельной полосы движения. Осуществляется с помощью направляющих возвышающихся островков и дорожной разметки.


КАНАЛИЗИРОВАНИЕ ГЛАВНОЙ ДОРОГИ (HOVEDVEGKANALISERING) - устройство с помощью направляющих островков или дорожной разметки на главной дороге пересечения в одном уровне специальных зон для поворота налево.


КАНАЛИЗИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ В ОДНОМ УРОВНЕ (FULLKANALISERING) - устройство направляющих островков с помощью бордюрного камня или дорожной разметки, обеспечивающих движения автомобилей по разным траекториям.


КЛАСС ДОРОГИ (VEGKLASSE) - в соответствии с технической классификацией автомобильные дороги разделяются на классы (категории).


КОЛЛЕКТОРНАЯ ДОРОГА (SAMLEVEG) - дорога для механических транспортных средств, собирающая транспорт с двух или нескольких подъездных дорог. Коллекторные дороги образуют предпоследнюю ступень сети дорог для механических транспортных средств. Коллекторные дороги следует строить таким образом, чтобы естественная скорость движения составляла 50-60 км/ч.


КОЛЬЦЕВОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В ОДНОМ УРОВНЕ (RUNDKJORING) - перекресток, на котором движение транспортных средств осуществляется в одном направлении против часовой стрелки вокруг расположенного в центре направляющего островка.


КОМБИНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ (KOMBINERT BIL) - автомобиль, оборудованный для перевозки людей и грузов и имеющий по меньшей мере один ряд сидений за сиденьем водителя и сплошную стенку между кабиной водителя и помещением для пассажиров и между помещением для груза и грузовой площадкой.


КОНТРОЛЬНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ (KONTROLLVARIABELL) - переменная, исследуемая с целью установить, может ли другая переменная подтвердить результаты измерения.


КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ (TIDSSERIE AV DATA) - ряд измерений или наблюдений, сделанный с определенными промежутками времени.


КОНФИГУРАЦИЯ (KONFIGURASJON) - порядок расположения и установки различных частей по отношению друг к другу, например, порядок расположения световых сигналов на автомобиле (конфигурация задних фонарей и т.д.). Примерами различных типов конфигурации может служить расположение стоп-сигналов над или под указателями поворота, сигнала заднего хода внутри или вне стоп-сигналов.


КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ (KONFLIKT) - транспортная ситуация, при которой можно избежать столкновения пересекающихся или двигающихся навстречу друг другу потоков движения / участников движения, если по крайней мере один из потоков движения изменит скорость или направление движения в определенный промежуток времени (1-3 секунды) до момента возможного столкновения.


КОНЦЕССИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ (LOYVEDISTRIKT) - географическая местность, в пределах которой действует концессия (лицензия).


КОНЦЕССИЯ (ЛИЦЕНЗИЯ) (KONSESJON) - разрешение от официальных инстанций на определенную частную деятельность. Лицензия выдается обычно после представления ходатайства, когда заинтересованное лицо подписал документ о выполнении определенных условий, устанавливаемых инстанциями при выдаче свидетельства.


КОРРЕЛЯЦИЯ (KORRELASJON) - степень взаимоизменяемости двух или более измеряемых величин. Корреляция выражается коэффициентом, колеблющимся от +1 до -1. Крайние точки представляют совершенно позитивную взаимоизменяемость. Корреляция, равная нулю, значит отсутствие взаимоизменяемости.


КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ (FRIKSJONSKOEFFISIENT) - величина, указывающая свойства трения определенных материалов (см. трение).


ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОКУМЕНТ, ЛИЦЕНЗИЯ (LOYVEDOKUMENT) - документ, удостоверяющий, что владелец имеет концессию/лицензию.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ - специальное водительское удостоверение, необходимое при движении на автомобиле в отдельных странах, изготовленное по образцу принятого ООН. Показывают, что владелец имеет действующее водительское удостоверение в своей стране.


МЕСТО КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП (ULYKKESPUNKT) - место на дороге с аварийной нагрузкой. На государственных дорогах аварийным участком является любой участок протяженностью максимум 100 метров, в котором было зарегистрировано минимум 4 ДТП с травматизмом, зафиксированных в донесениях полиции, в течение 4 лет.


МНОЖЕСТВЕННОЕ ДТП (FLERPARTSULYKKE) - дорожно-транспортное происшествие, в которое вовлечено несколько участников дорожного движения.


МОБИЛЬНОСТЬ (MOBILITET) - способность использовать имеющиеся возможности передвижения.


МОНООКСИД АЗОТА (NITROGENOKSYD) - бесцветный газ, образующий при взаимодействии с воздухом диоксид. Диоксид азота может содействовать образованию фотохимического смога.


МОТИВ (MOTIV) - то, что вызывает у человека желание совершить действие.


МОТИВАЦИЯ (MOTIVASJON) - обоснование поведения (см. мотив).


МОТОЦИКЛ (MOTORSYKKEL) - двухколесное транспортное средство для перевозки людей. Мотоциклы делятся на мопеды, легкие мотоциклы и тяжелые мотоциклы (в зависимости от мощности двигателя и объема цилиндров).


НАПРАВЛЯЮЩИЕ СТОЛБИКИ (KANTSTOLPE) - столбики со светоотражателями, обозначающие край дороги и указывающие дальнейшее направление дороги на участках с ограниченной видимостью.


НЕДЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ (UKEHVIL) - недельный непрерывный перерыв в работе на автомобиле минимум в 30 часов для профессиональных водителей, обусловленный правилами непрерывности управления автомобилем и отдыха.


НЕЗАЩИЩЕННЫЙ УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (UBESKYTTET TRAFIKANT) - участник дорожного движения, который при столкновении с другими участниками дорожного движения оказывается незащищенным специальными конструкциями транспортного средства. Используется часто как общее определение для пешеходов и велосипедистов.


НЕОЖИДАННЫЙ (TIDFELTIG) - несистематический: невозможно предусмотреть. Происшествие неожиданно, если оно непредсказуемо, нежелательно и его невозможно точно предсказать во времени и месте.


НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ (MORKESYN) - способность видеть при плохом освещении (искусственном или естественном).


НЬЮТОН (NEWTON) - единица силы. Часто сокращается как Н. Один ньютон равен силе, сообщающей телу массой в 1 кг ускорение в 1 м в секунду в квадрате, т.е. 1 Н = 1 кг м/c2.


ОБОСНОВАНИЕ ПРАВА (RETTSHJEMMEL) - постановления закона или другого правового источника, дающие властям возможность принимать обоснованные решения.


ОБОСНОВАННОСТЬ (VALIDITET) - степень соответствия содержания, которое мы вкладываем в теоретическое понятие, и теми феноменами действительности, о которых говорит данное понятие. Основательность теории или величины.


ОБОЧИНА ДОРОГИ (VEGSKULDER) - часть дороги, расположенная между кромкой проезжей частью и бровкой земляного полотна, используемая для временной/аварийной остановки автомобилей и временного складирования дорожных материалов при ремонтных дорожных работах.


ОБРАЗОВАНИЕ КОЛЕИ (SPORDANNELSE) - продольное углубление в дорожном покрытии, возникающее в результате износа под воздействием транспортных средств, особенно шипованных шин и тяжелых автомобилей.


ОБУЧЕНИЕ (INNLAERING) - получение знаний или навыков. Обучение - это процесс, в котором эффект обучения наибольший вначале, а затем постепенно снижается при растущей тренировке. Полученные навыки ослабевают при отсутствии практики. Возобновленное после перерыва обучение идет быстрее, чем начальное обучение.


ОБЩАЯ ПОГРУЗКА, КОМПЛЕКТАЦИЯ ГРУЗОВ (SAMLASTNING) - сбор грузов нескольких отправителей для одной отправки.


ОБЩИЙ ВЕС (TOTALVEKT) - вес транспортного средства с грузом.


ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА, ОБХОД (OMKJORINGSVEG) - временный указанный/рекомендованный, размеченный и обозначенный дорожными знаками маршрут движения, вызванный строительством дороги или другими причинами.


ОБЪЕМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKVOLUM) - суммарное количество транспортных средств, прошедших через сечение дороги за большой период времени (обычно за год).


ОБЪЕМНОЕ ЗРЕНИЕ (DYBDESYN) - способность видеть в трех измерениях. Только люди, видящие обоими глазами, обладают этой способностью. Объемное зрение особенно важно для правильной оценки расстояния.


ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ (PLIKTMESSIG AVHOLD) - запрещение употреблять алкоголь при исполнении служебных обязанностей или в течение некоторого времени до начала службы.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ (LOYVEPLIKT) - запрещение заниматься определенной частной деятельностью без получения официальной концессии/лицензии.


ОГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЫХОДА ЖИВОТНЫХ НА ДОРОГУ (VILTGJERDE) - ограждение, установленное вдоль границы полосы отвода дороги с целью исключить/помешать выходу диких животных на дорогу с интенсивным движением.


ОГРАЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВСТРЕЧНЫХ ПОТОКОВ ДВИЖЕНИЯ (MIDTDELER) - дорожные ограждения устанавливаемые на разделительной полосе или в пределах резервной зоны для физического разделения встречным потоков автомобилей.


ОДИНОЧНОЕ ДТП (ENEULYKKE) - дорожно-транспортное происшествие, в котором участвует только одно транспортное средство.


ОЖИДАЕМОЕ ЧИСЛО ДТП (FORVENTET ULYKKESTALL) - среднее число ДТП за единицу времени, которое в соответствии с прогнозом может произойти при неизменной тенденции изменения числа происшествий и неизменных условиях риска ДТП.


ОКСИД УГЛЕРОДА (KARBONMONOKSYD) - называется также угарным газом. Угарный газ - газ без цвета и запаха, образующийся при неполном сгорании органических веществ (в том числе нефтепродуктов). Угарный газ очень ядовит.


ОПАСНОСТЬ (FARE) - все, что может нанести ущерб непредсказуемыми действиями (как ДТП). Когда происходит ДТП, считается, что опасность проявляется.


ОПАСНОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ (OPPDAGELSESRISIKO) - вероятность быть обнаруженным при нарушении правил дорожного движения, рассчитанная в соотношении с общим числом совершаемых нарушений.


ОПТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ; ОПТИЧЕСКОЕ ТРАССИРОВАНИЕ ДОРОГИ (OPTISK LEDNING) - технические или физические меры, принимаемые для указания дальнейшего направления дороги на участках с ограниченной видимостью. Типичным является установка дорожных указателей на крутых кривых в плане и световозвращателей по краю дороги.


ОСЕВАЯ НАГРУЗКА (AKSELLAST) - нормативная нагрузка на наиболее нагруженную ось расчетного автомобиля или другого транспортного средства, передаваемое колесами на дорожную одежду проезжей части дороги.


ОСЛЕПЛЕНИЕ (BLENDING) - пониженная способность видеть в течение более или менее продолжительного времени, вызванная кратковременным воздействием на глаз яркого света, к которому не приспособлена сетчатка глаза. В дополнении к снижающему зрение ослеплению, которое сокращает способность видеть детали, мы можем испытывать неприятное ослепление, не снижающее в дальнейшем наши способности видеть, но воспринимаемое как раздражитель.


ОСНОВНОЙ ПЛАН (HOVEDPLAN) - главный план развития дорожного строительства. Основной план показывает особенности дорожного строительства и вносит предложения по развитию сети дорог и стандартам строительства. Подобный план должен включать в себя анализ последствий и смету затрат на строительство. Он должен показывать соединение с окружающими дорогами и содержать предложения по выбору класса дороги.


ОСТРОТА ЗРЕНИЯ (SYNSSKARPHET) - способность видеть или идентифицировать мелкие детали объектов или фигур. называется также силой зрения.


ОТКЛОНЕНИЕ ОТ СТАНДАРТА (STANDARDAVVIK) - мера рассеивания величин на переменной. Отклонение от стандарта - это квадратный корень дисперсии. Дисперсия - это среднее значение квадратов отклонения, которые различные величины имеют от среднего значения.


ОТМЕТКИ В ВОДИТЕЛЬСКОМ УДОСТОВЕРЕНИИ (PRIKKEBELASTNING) - порядок, при котором нарушение правил дорожного движения фиксируется в виде отметок в водительском удостоверении. Водительского удостоверения лишаются после получения определенного числа отметок.


ОТНОШЕНИЕ "ВЫГОДА/ЗАТРАТЫ" (NYTTE-KOSTNADS-BROK)- рассчитанная прибыль принимаемой меры, разделенная на рассчитанные расходы при принятии меры. Называется также величина прибыли-расходов.


ОЦЕНКА (VERDSETTING) - расчет экономической стоимости, выраженной в деньгах, которую имеет физически измеренная величина.


ПЕРЕКРЕСТОК (KRYSS) - место примыкания и пересечения дорог друг с другом, в котором возможна смена направлений движения.


ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ (PLANSKILT KRYSS) - пересечение, на котором основные транспортные потоки не могут пересечь друг друга в одной плоскости. Взаимодействие основных транспортных потоков осуществляется с помощью лево и правоповоротных съездов.


ПЛАН МЕСТНОСТИ (AREALPLAN) - уменьшенное и подобное изображение горизонтальных проекций контуров и элементов местности; план использования земли в ограниченном районе; план местности показывает, где должны находиться дома, дороги, школы и т.д.; план местности может включать в себя предложения по программе застройки и смету стоимости этой застройки.


ПЛАН РЕГУЛИРОВАНИЯ (REGULERINGSPLAN) - план регулирования с соответствующими решениями детально определяет использование земли и застройку в определенных районах.


ПОВЕДЕНИЕ (VANDEL) - официально зарегистрированная дисциплинированность в отношении законов. Незапятнанное поведение означает, что человек не зарегистрирован ни в каком архиве по привлеченным к уголовной ответственности или оштрафованным.


ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (OVERFLATESTRUKTUR) - шероховатость дорожного покрытия и его размер.


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (OVERLAERING) - это продолжение подготовки и тренировки после достижения полноценных результатов. Повышение квалификации способствует сохранению полученных навыков или знаний. Повышение квалификации необходимо для всех участников дорожного движения.


ПОДВЕСКА КОЛЕС (HJULOPPHENG) - устройство для прикрепления колес к кузову автомобиля. Влияет на свойства езды. Колеса могут подвешиваться через жесткую ось, шарнирную ось, или же все четыре колеса могут подвешиваться независимо друг от друга.


ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОЕЗЖАЕМОСТИ ДОРОГИ (VEGVEDLIKEHOLD) - мероприятия, направленные на поддержание дороги в удовлетворительном проезжем состоянии при любых погодно-климатических условиях.


ПОДЪЕЗДНАЯ ДОРОГА (ATKOMSTVEG) - дорога, по которой разрешено подъехать к прилегающим частным домам, и выехать от них. Подъездные дороги обычно могут использоваться всеми участниками дорожного движения и должны быть устроены таким образом, чтобы естественная скорость движения механических транспортных средств была максимум 30 км/час.


ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (SYNSFELT) - поле, свет которого может улавливать неподвижный глаз. Для человека с нормальным зрением горизонтальная протяженность поля зрения при использовании обоих глаз составляет более 180 градусов.


ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ (KJOREFELT) - элемент проезжей части дороги, предназначенная для движения автомобилей в один ряд.


ПОЛОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА (KOLLEKTIVFELT) - полоса проезжей части, предназначенная только для движения общественного транспорта, обычно автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.


ПОЛУПРИЦЕП (SEMITRAILER) - одно- или двухосная безмоторная повозка, буксируемая седельным тягачом с помощью опорносцепного устройства и передающая на него часть своего веса.


ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ (TVERRPROFIL) - поперечный разрез автомобильной дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.


ПОПЕРЕЧНЫЙ УКЛОН (TVERRFALL) - уклон проезжей части, перпендикулярный продольной оси дороги. Обычно различаются односторонний поперечный уклон (уклон в одном направлении по всему поперечному профилю дороги), называемый на кривых в плане виражем и двусторонний поперечный уклон.


ПОРТАЛ (PORTAL) - сооружение для размещения над дорогой больших дорожных знаков или табло с изменяемой информацией, наиболее часто рекомендуемые скорости движения.


ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ (FARTOVERTREDELSE) - движение со скоростью, превышающей разрешенный предел ограничения скорости.


ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (GRENSENYTTE) - дополнительная прибыль, которую можно извлечь путем увеличения использования ресурсов на определенную величину по отношению к первоначальному состоянию.


ПРЕДЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (FARTGRENSE) - максимальная разрешенная скорость на участке дороги.


ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬ (REPRESENTATIVITET) - представительная выборка, значения показателей, которые соответствуют основной массе величин.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ДОРОЖНЫХ РАБОТАХ (VEGARBEIDSVARSLING) - мероприятия, направленные на предупреждение участников дорожного движения о проводимых дорожных работах и обеспечение безопасности на участке проведения работ. Может быть обозначено дорожными знаками, установлением ограничения максимально допустимой скорости и ограждений места работы.


ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ (INSTRUMENTPANEL) - панель, в которую вмонтирована часть органов управления автомобиля, а также такие приборы, как контрольные лампочки, амперметр, датчик указателя уровня топлива.


ПРИЦЕП (PAHENGSVOGN) - буксируемая повозка с одной или несколькими осями, сконструированная таким образом, что вертикальные силы могут передаваться на сцепное устройство буксирующего автомобиля.


ПРИЧИНА (ARSAK) - то, что вызывает что-либо (действие). Иногда слово "причина" используется как синоним слова "основание". В исследованиях о ДТП "причина" чаще всего имеет неточное значение, и это слово в этом случае используется реже, чем раньше.


ПРОБЫ ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА (UTANDINGSPROVE) - способ измерения концентрации алкоголя в крови с помощью выдыхаемого воздуха.


ПРОГНОЗ (PROGNOSE) - мнение о будущем развитии на основании имеющегося опыта и определенных предположений о тех факторах, которые предположительно будут влиять на развитие.


ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (KJOREBANE) - часть дороги, состоящая из одной или нескольких полос движения, примыкающих друг к другу и находящихся в одной плоскости.


ПРОМИЛЛЕ (PROMILLE) - тысячная доля единицы; 1) удельный вес на тысячу единиц (миллиграммов на грамм) количества крови, который является чистым алкоголем, возможная концентрация в выдыхаемом воздухе; 2) единица измерения продольного уклона автомобильной дороги.


ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ (KAPASITET) - наибольшее количество транспортных средств, выраженное в числе транспортных средств в час, которое может пропустить проезжая часть в данном сечении дороги, в данных дорожных условиях. Различают теоретическую пропускную способность, получаемая при идеальных условиях, и фактическую пропускную способность, имеющей место в реальных дорожных условиях.


ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ (FRAMMKOMMELIGHET) - максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени при обеспечении заданной скорости и безопасности движения. Обычно измеряется в автомобилях в час (авт/ч).


ПРОТЕКТОР (SLITEBANE) - часть автомобильной шины с рисунком, которая изнашивается при контакте с дорогой.


ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ (TAKELYSS) - вспомогательные фары, предназначенный для улучшения видимости в тумане. Освещают дорогу перед автомобилем на 25 м и имеют особо сильное боковое рассеивание.


РАБОТА ТРАНСПОРТА (TRAFIKKARBEID) - произведение количества транспортных единиц (транспортных средств), которые перемещаются, и расстояния, на которые они перемещаются.


РАДАР (RADAR) - установка, измеряющая скорость движения транспортного средства при прохождении участка дороги.


РАДИАЛЬНАЯ ПОКРЫШКА (RADIALDEKK) - автомобильная покрышка с особо гибкими боковинами, но очень жестким брекером. Нити корда в каркасе протектора радиальной покрышки расположены под прямыми углами.


РАЗДЕЛЕНИЕ (ATSKILLELSE) - физическое отделение проезжей части для движения транспортных средств от пешеходной или велосипедной дорожки.


РАЗДЕЛЕНИЕ (СЕПАРАЦИЯ) (SEPARERING) - физическое разделение движения потоков автомобилей и движения пешеходов и велосипедистов. Разделение обычно осуществляется путем строительства специальных дорожек, предназначенных для пешеходов и велосипедистов. Термин иногда используется также для обозначения физического разделения движения легковых автомобилей и общественного транспорта.


РАЗМЕТКА КРОМКИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ (KANTLINJE) - линия, обозначающая кромку (границу) проезжей части дороги.


РАЗЪЯСНЕНИЕ (VEGUTREDNING) - тип плана в документах о развитии дорожного строительства. Разъяснение должно оценивать потребность в строительстве дорог в конкретном районе и рассмотреть реализацию конкретных мероприятий по строительству дорог. Разъяснение может также представлять собой анализ специальных дорожно-технических и транспортно-технических вопросов.


РАМПА (RAMPE) - элемент автомобильной дороги, специально предназначенный для въезда на дорогу и выезда с нее используемый на пересечениях в разных уровнях..


РАНДОМИЗИРОВАНИЕ, ВНЕСЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА СЛУЧАЙНОСТИ (RANDOMISERING) - случайное разделение количества на подгруппы.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА (VEKTFORDELING) - распределение массы между осями автомобиля.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНОГО УСИЛИЯ (BREMSEKRAFTFORDERING) - распределение использованного тормозного усилия между осями автомобиля. Распределение тормозного усилия в идеале должно быть пропорционально распределению веса.


РАСХОДЫ НА ДТП (ULYKKESKOSTNAD) - экономические потери общества в связи с ДТП. Расходы на ДТП состоят из: исключения из производства участника ДТП, медицинских расходов, организационных расходов и материальных затрат. Это факторы производства, которые можно было бы использовать для других целей. Человеческие страдания и потери не учитываются при выражении расходов на ДТП.


РАСЧЕТНЫЙ ПРИРОСТ (KALKULASJONSRENTE) - официально установленный прирост, используемый для приведения величины будущей прибыли или расходов в соответствие с прибылью и расходами на сегодняшний день.


РЕГРЕССИВНЫЙ ЭФФЕКТ (REGRESJONSEFFEKT) - сокращение случайного высокого числа ДТП на перекрестке или на участке дороги или для группы водителей. "Фальшивое" сокращение числа ДТП в результате случайных колебаний количества ДТП в год. Может обозначать также увеличение случайно низкого количества ДТП.


РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKREGULERING) - организация дорожного движения в соответствии с определенными правилами с помощью дорожных знаков, разметки и светофоров.


РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТКОВ (KRYSSREGULERING) - регулирование движения на перекрестках. Различаются: 1). Правило помехи справа, 2). Обязанность уступить дорогу, 3). Обязанность остановки, 4). Круговое движение, 5). Светофорное регулирование.


РЕЗЕРВНАЯ ЗОНА (TRAFIKKDELER) - зона, разделяющая пешеходные и велосипедные дорожки и автомобильные дороги.


РЕЗКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (OVERBREMSING) - больший расход тормозного усилия на ось колеса, чем вес соответствующей оси предусматривает при пропорциональном распределении тормозного усилия.


РИСК (RISIKO) - 1). Вероятность ДТП. Эта вероятность измеряется обычно числом ДТП, разделенным на интенсивность движения, 2). Ожидаемое число происшествий на единицу показателя пробега автомобиля.


РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (HELSERISIKO) - риск для здоровья, который связан с какой-либо деятельностью, показывает, в какой степени он проявляется как причина смерти или телесных повреждений населения. Риск для здоровья выражается числом погибших (или получивших телесные повреждения) в период деятельности на численность населения, например, погибших на 100 000 жителей.


САНИРОВАНИЕ (ОЗДОРОВЛЕНИЕ) ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKSANERING) - согласованное использование мероприятий по регулированию движения в какой-либо зоне для защиты жилых улиц от транзитного движения и направление его на объездную дорогу.


СБОР (GEBYR) - официальная плата за нарушение или невнесение обычной платы.


СБОР ДОРОЖНОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ПРОЕЗД ПО ДОРОГЕ (BOMPENGERING) - порядок, при котором проезд на автомобиле через шлагбаум разрешается только при внесении платы.


СВЕТОВАЯ АРМАТУРА (LYSARMATUR) - различные лампы и электрические материалы, используемые для освещения.


СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛИ (К ПРИМЕРУ, КАТАФОТЫ) (RETROREFLEKTERENDE) - материалы, отбрасывающие основную часть света в одном направлении. Световозвращательная способность измеряется отраженным светом в миниканделах на люкс поданного света. Противоположностью световозвращательным материалам являются диффузные отражатели, которые отбрасывают свет от внешних источников во всех направлениях.


СВИДЕТЕЛЬСТВО КОМПЕТЕНТНОСТИ (KOMPETANSEBEVIS) - документ, показывающий, что владелец обладает определенными способностями/компетентностью.


СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ (NAVERDI) - величина будущих прибыли или затрат, рассчитанная на сегодняшний день. Сегодняшняя стоимость получается путем дисконтирования будущих прибыли и затрат с помощью расчетного прироста. Пример, объясняющий смысл сказанного: если через 10 лет понадобится 100 крон, не нужно сегодня помещать 100 крон в банк. Благодаря приросту данной суммы можно ограничиться депонированием в банк меньшей суммы.


СЕРТИФИКАТ НА ГРУЗОВИК-ЦИСТЕРНУ (TANKBILSERTIFIKAT) - документ, подтверждающий, что владелец может водить грузовикцистерну с огнеопасными материалами.


СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ДТП (SYSTEMATISK VARIASJON I ULYKKESTALL) - изменение ожидаемого числа ДТП. Систематическое изменение имеет место, когда некоторые единицы в группе имеют число ожидаемых ДТП ниже или выше других единиц в группе.


СИСТЕМНЫЙ РИСК (SYSTEMRISIKO) - системный риск показывает, насколько опасны определенная деятельность или система. Системный риск выражается в виде числа погибших (или получивших телесные повреждения) по отношению к продолжительности деятельности или величине объема деятельности.


СКОРОСТЬ (FART) - пройденное расстояния за единицу времени. Обычно измеряется в километрах в час (км/ч).


СЛУЧАЙНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ДТП (TIDFELTIG VARISJON I ULYKKESTALL) - изменение числа зарегистрированных ДТП относительно общего известного, ожидаемого числа ДТП.


СМЕШАННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК (BLANDINGSTRAFIKK) - транспортный поток, состоящий из грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов используют одну и ту же проезжую часть дороги.


СОДЕЙСТВИЕ (MEDVIRKNING) - участие в государственном планировании в качестве представителя от населения в целом. Содействие может осуществляться разными способами, например, участием в открытых заседаниях и рабочих группах, состоящих как из представителей властей, так и населения.


СОИЗМЕРЯЕМОСТЬ (SAMVARIASJON) - систематическая взаимосвязь переменных, когда две или более вещей изменяются вместе, то определенные комбинации величин на переменных, которые мы измеряем, возникают относительно чаще, чем то, что происходи в результате случайностей.


СООБЩЕНИЕ О ДТП (ULYKKESRAPORTERING) - отправление бланка донесения о несчастных случаях на транспорте и о ДТП в центральные органы.


СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ (SKRENSING) - неконтролируемая и контролируемая потеря сцепления с дорогой, что ведет к тому, что водитель транспортного средства теряет способность контролировать направление движения.


СРЕДНЕГОДОВАЯ СУТОЧНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (ARDOGNTRAFIKK) - среднегодовое число транспортных средств, проходящих через сечение дороги в сутки.


СРЕДНЯЯ ПЕРЕМЕННАЯ (MELLOMLIGGENDE VARIABEL) - средняя величина переменной величины, измеряемой на дорогк.


СТАБИЛИЗАТОРЫ ЖИДКОСТИ (SKVALPESKOTT) - продольные или поперечные перегородки в автоцистернах, препятствующие плесканию жидкости и особенно выплескиванию при разворотах.


СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА В ИЗМЕРЕНИЯХ (STANDARD MALEFEIL) - изменение измеренной величины, происходящее в результате случайных различий в условиях для каждого измерения.


СТАТИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ (ULYKKESSTATISTIKK) - официальный список ДТП с травматизмом, имевших место в течение одного года. ДТП подразделяются в соответствии с рядом переменных, таких, как время, место, тип ДТП, группа участников дорожного движения, условия движения и т.д.


СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (STATISTISK SIGNIFIKANT) - обозначение, используемое для того, чтобы показать, что различие между двумя числами с определенной вероятностью (обычно 95% или 99%) не объясняются случайностью.


СТЕПЕНЬ УЧЕТА ИЛИ РЕГИСТРАЦИИ (ОРГАНАМИ ВЛАСТИ) ДТП (RAPPORTERINGSGRAD) - число ДТП, которые учитываются официальной статистикой.


СТОК ВОДЫ (VANNAVRENNING) - отвод воды с поверхности дорожного покрытия.


СУДЕБНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ (RETTSTOKSIKOLOGISK) - судебно-токсикологическая экспертиза должна выяснить, содержатся ли в организме ядовитые вещества, дурманящие или опьяняющие вещества с точки зрения возможной уголовной ответственности.


СЦЕПЛЕНИЕ ШИНЫ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ (VEGGREP) - сопротивление колес скольжению.


ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ (PERSONSKADE) - смертельные - смерть наступает в течение 30 дней после ДТП. Очень серьезные - повреждения, которые в течение некоторого времени угрожают жизни человека и ведут к продолжительному расстройству здоровья. Серьезные - сильные повреждения, однако, при которых жизнь человека находится вне опасности. Легкие - при которых не требуется госпитализация пострадавшего, но которые, однако, не являются пустяковыми.


ТЕНДЕНЦИЯ (TREND) - систематическая склонность или направленность, свойственная каким-либо явлениям.


ТИПЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ (KRYSSTYPE) - различают пересечения в одном и разных уровнях. Среди пересечений в одном уровне различают Т-образные пересечения/перекрестки (с тремя подходящими дорогами) и Х-образные пересечения/перекрестки (с четырьмя и более подходящими дорогами).


ТОРМОЗ НАКАТА (PALOPSBREMS) - тормозное устройство прицепа, активизируемое движущей силой прицепа, направленной от буксирующего автомобиля.


ТОРМОЗНОЙ КЛАПАН (BREMSEVENTIL) - клапан, открывающийся под давлением воздуха из напорного бака и активизирующий при этом тормозные цилиндры работающей тормозной системы транспортного средства с механической или гидравлической тормозной системой. Клапан открывается при нажатии педали тормоза.


ТОРМОЗНЫЕ КЛАПАНЫ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ НАГРУЗКИ (LASTAVHENGIGE BREMSEVENTILER) - клапаны, автоматически регулирующие подачу сжатого воздуха в тормозные цилиндры задних колес транспортного средства с пневматическими тормозами таким образом, что тормозное действие всегда находится в таком соотношении с осевой нагрузкой, что задние колеса не блокируются при торможении.


ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА (TRANSPORTFORDELING) - распределение работы по транспортировке людей и грузов (измеряемой в чел.-км или тонно-км) между определенными транспортными средствами в данный момент времени в пределах определенной зоны.


ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА, ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК (TRANSPORTARBEID) - произведение количества перевозимых людей (или тонн груза) и расстояния, на которое они перевозятся.


ТРАССИРОВКА ДОРОГИ (LINJEFORING) - проложение трассы автомобильной дороги на местности с применение горизонтальных и вертикальных кривых.


ТРЕНИЕ - СТАТИЧЕСКОЕ ТРЕНИЕ (FRIKSJON) - термин, обозначающий сопротивление скольжению, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел, когда не происходит перемещение.


ТРЕНИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ - сопротивление скольжению в плоскости касания двух тел, при их перемещении относительно друг друга, например, зафиксированного автомобильного колеса и дорожного покрытия.


ТРОТУАР (FORTAU) - часть дороги, предназначенная для пешеходов. Возможно отделенная от проезжей части бордюрным камнем.


ТЯГАЧ (TREKKBIL) - автомобиль, предназначенный главным образом для буксировки другого транспортного средства или прицепа, или полуприцепа.


УПРОЩЕННОЕ РАССМОТРЕНИЕ МЕЛКИХ НАРУШЕНИЙ (FORELEGG) - официальный способ решения проблемы, когда полиция - без обращения в судебные инстанции - налагает денежный штраф за нарушение.


УРОВЕНЬ ВКЛАДА (INNSATSNIVA) - объем реализации мероприятия по повышению безопасности движения, количество ресурсов, используемых при принятии мероприятия по повышению безопасности движения. Измеряется как физически, так и денежно.


УСКОРЕНИЕ (AKSELERASJON) - постепенное увеличение скорости, противоположно замедлению


УСЛОВИЯ ПОДЪЕМА (STIGNINGSFORHOLD) - различие в высоте на единицу длины дороги, измеренное горизонтально, уклон проезжей части в продольном направлении.


УСТРОЙСТВО БОРОЗДОК В ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ (RILLING AV VEGDEKKER) - продольные или поперечные канавки (бороздки) в дорожном покрытии, способствующие лучшему отводу воды и сцеплению.


УТВЕРЖДЕНИЕ (STADFESTING) - одобрение государственными властями плана регулирования. Утверждение необходимо для осуществления плана.


ФАКТОР РИСКА (RISIKOFAKTOR) - любой фактор, увеличивающий вероятность ДТП. Противоположен фактору безопасности.


ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА (KJORELYS) - свет на транспортном средстве, зажигающийся при включении двигателя и обозначающий транспортное средство в окружающей среде.


ФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ (FLUORESCERENDE) - свойство материала светиться при направлении на него луча света до тех пор, пока этот луч не исчезнет.


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ ДОРОГИ (GEOMETRISK UTFORMING) - проектирование геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей дороги.


ХАРАКТЕРИСТИКА РАССЕИВАНИЯ (SPREDNINGSKARAKTERISTIKA) - характер распределения света фар автомобиля.


ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДТП (REGISTRERT ULYKKESTALL) - число ДТП, которые фактически имели место в определенный период времени и известны властям.


ШУМОВЫЕ УЧАСТКИ (RUMLEFELT) - участки дороги, при проезде по которым создается искусственный шум, с целью привлечения внимания водителя. Шумовые участки могут оборудоваться: - шумовыми поперечными полосами: пластиковыми полосами, расположенными поперек дороги на определенном расстоянии друг от друга; шумовые поверхности: обычное дорожное покрытие с применением крупнозернистой поверхностной обработки.


ЭКСПЕРИМЕНТ (EKSPERIMENT) - исследование, проводимое в контролируемых условиях, при котором гарантируется, что изменения в результате исследования всегда можно привести к определенному контролируемому изменению в экспериментальных условиях.


ЭЛАСТИЧНОСТЬ (ELASTISITET) - понятие, применяемое в различных значениях во многих областях. В экономике термин "эластичность" используется для обозначения пропорции, показывающей соотношение между относительными измерениями двух количеств. Обычно показывает, насколько в процентах изменяется спрос на товар или услугу на каждый процент изменения более определенного детерминанта спроса. Например: относительное изменение пущенного в оборот количества / относительное изменение цены = эластичность цены.


ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЦЕН (PRISELASTITET) - показывает, как в процентном отношении меняется спрос на товар при изменении цены на один процент.


ЭРГОНОМИКА (ERGONOMI) - область знаний, изучающая оптимизацию человека, орудия и условий труда. Эргономичное формирование машины или подсобного средства основывается на знании человеческой анатомии (строения тела), физиологии (функциях организма) и психологии (восприятии действительности).


ЯРКОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ (LUMINANS) - количество света, излучаемого поверхностью в направлении пункта наблюдения. Называется также плотностью светового потока. Яркость измеряется в кандела/м2. Яркость поверхности можно увеличить путем увеличения освещения поверхности, или делая ее более светлой, то есть увеличивая ее светоотражательную способность.

 

 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск:
p