Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 



ГЛАВА 8

КОНТРОЛЬ И НАКАЗАНИЯ
КАК МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

8.0. Введение

Обсуждаемые мероприятия


В данной главе рассматриваются мероприятия, которые определяются как "Контроль и наказания". Глава включает меры в трех основных областях: регулирование законом поведения участников движения, полицейский контроль и санкции. В составе санкций рассматриваются в основном наказания, но в некоторой степени также меры по мотивации и поощрению. Этими мерами являются:


В данном введении описываются объем и качество исследования влияния этих мер на безопасность дорожного движения, а также основы знаний о влиянии мер на пропускную способность дорог и окружающую среду, затраты на них и оценки выгоды и затрат.


Объем и количество исследований
влияний контроля и санкций на аварийность


В табл. 8.0.1 дается обзор объема исследований, в которых оценивались меры по контролю и санкции. В этой области имеется относительно много исследований, в которых оценивались влияния мер на происшествия. Большинство исследований относятся к контролю содержания алкоголя в крови, штрафным санкциям и мерам против рецидивизма, регулированию законом езды в состоянии алкогольного опьянения, стационарному контролю скорости и контролю применения личных средств безопасности. Отдельные исследования включают очень большой фактический материал, в особенности это относится к главам о регулировании законом езды в состоянии алкогольного опьянения и контроле содержания алкоголя в крови и об условиях страхования. Некоторые области относительно плохо исследованы, в частности это относится к контролю поведения при патрулировании и автоматическому контролю проезда перекрестка на красный свет. Для суммирования результатов исследований применяется метанализ для всех мер, представляемых в главе, за исключением главы о штрафах и упрощенном рассмотрении нарушений, поскольку отсутствуют исследования, пригодные для метанализа.

Одной из целей настоящего введения являлась попытка, насколько это возможно, установить различия между различными формами контроля, которые выполняет полиция. Поэтому делается различие между стационарным контролем скорости, контролем поведения при патрулировании, контролем содержания алкоголя в крови и контролем применения личных средств безопасности (ремней безопасности). Другая применявшаяся мера затрагивает контроль содержания алкоголя в крови. Поскольку в этой области имеется большое количество исследований и рассматривается относительно большое количество мер, делают различие между регулированием законом езды в состоянии алкогольного опьянения и контролем содержания алкоголя в крови, штрафными санкциями и мерами по лечению.

Количество исследований также изменяется, но большинство их использовало экспериментальную или квазиэкспериментальную методику в той или иной форме. Это относится также к каждой из мер, используемых в метанализах в той степени, как это возможно, обобщить качество исследований кажется проблематичным изза того, что для отдельных мер имеется относительно небольшое количество исследований, но не потому, что их качество является плохим.

Таблица 8.0.1. Объем исследований по вопросу о мерах под рубрикой "контроль и наказания"

Меры Кол-во исследований Кол-во результатов Средневзвешенный статистический показатель
8.1. Стационарный контроль скорости 16 78 13432
8.2. Контроль поведения при патрулировании 4 13 1796
8.3. Регулирование законом управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения 17 65 243338
8.4. Контроль содержания алкоголя в крови, наказание и меры против рецидивизма 39 159 248721
8.5. Контроль применения личных средств безопасности (применение ремней безопасности) 14 45 -
8.6. Автоматический контроль скорости 11 22 12189
8.7. Автоматический контроль проезда перекрестка на красный свет 3 14 505
8.8. Штраф и упрощенное рассмотрение нарушений 3 - -
8.9. Штраф и тюремное заключение 5 12 50073
8.10. Письма с предупреждениями, отметки в правах и изъятие водительских удостоверений 12 42 7224

8.11. Условия страхования

9 38 203280


По количеству исследований США несомненно занимают первое место. Это относится ко всем мерам, изложенным в параграфах об автоматическом контроле скорости и проезда перекрестка на красный свет и системах мотивации и поощрения на предприятиях, которые почти исключительно охватываются скандинавскими /европейскими и австралийскими исследованиями. Особенно хорошо представлены США в разделах о стационарном контроле скорости, контроле содержания алкоголя в крови, контроле применения ремней безопасности и в параграфе о письмах с предупреждением, отметках ("проколах") в водительских удостоверениях и изъятии водительских удостоверений. Исторически в США более либерально настроены к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и частично к применению ремней безопасности, так что можно поставить знак вопроса относительно обобщаемости результатов. Создается впечатление, что отдельные страны имеют собственные "специальности" или приоритеты, когда речь идет о качестве исследований. США доминируют в отношении качества исследований в большинстве областей: контроль скорости, контроль поведения, контроль содержания алкоголя в крови, регулирование законом езды в состоянии алкогольного опьянения, контроль применения ремней безопасности, письма с предупреждением, отметки в водительских удостоверениях и изъятие водительских удостоверений. Австралия проявляет особую активность в отношении регулирования законом управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и контроля содержания алкоголя в крови, Канада имеет определенную традицию исследований применения ремней безопасности, а Англия, Норвегия и Австралия являются ведущими странами в области исследований автоматического контроля скорости и проезда перекрестка на красный свет. Однако общей чертой является то, что норвежские или исследования других скандинавских стран присутствуют в имеющихся главах.


Влияние на аварийность


Если рассматривать каждое из отдельных анализируемых мер в отдельности, можно сказать, что большинство результатов направлено на сокращение количества ДТП. Очень часто эти сокращения являются также статистически значимыми. Некоторые влияния кажутся относительно незначительными, но если поближе посмотреть на отдельную степень аварии или тип происшествия, влияние может быть относительно большим. Таким примером может служить стационарный контроль скорости, когда общее влияние является низким и составляет всего 2-процентное сокращение количества происшествий, зато происшествия со случаями гибели и происшествия с травматизмом сократились на 19 и 6% соответственно. Наблюдается тенденция увеличения происшествий с материальным ущербом. Такая тенденция к сокращению тяжелых степеней ранения и увеличению материального ущерба не кажется необоснованной, поскольку стационарный контроль скорости влияет на общий уровень скорости.

Возможно несколько неожиданным является то, что мера по контролю поведения при патрулировании обеспечивает снижение количества происшествий на 16%. Это касается происшествий с травматизмом и происшествий без случаев гибели, когда эффект является ненадежным из-за небольшого количества материала. Для этой меры имеются лишь несколько исследований, но эффективность патрулирования может быть выше при его ограниченном применении, например, в вечернее и ночное время в конце недели и в ограниченных городских районах.

Влияние регулирования законом езды в состоянии алкогольного опьянения является весьма постоянным. Все меры этой группы, кажется, влияют на количество происшествий: введение соответствующих законов - на 4,5%, снижение нормы промилле для всех водителей - на 3%, снижение нормы промилле для новых водителей - на 6% и увеличение возраста для отпуска спиртных напитков - на 18%. Последний результат подтверждается тем, что "обратная мера" - снижение возраста для отпуска спиртных напитков - дает тот же самый прирост количества происшествий (18%). Общее влияние контроля содержания алкоголя в крови может быть относительно небольшим, сокращение количества происшествий на 3,7%, но влияние на происшествия со смертельным исходом и происшествия с травматизмом является относительно высоким, 9 и 7% соответственно. Изъятие водительских удостоверений является очень эффективной мерой, она обеспечивает сокращение количества происшествий на 18%, в то время как меры по лечению и реабилитации являются плохой альтернативой изъятию водительских удостоверений, они увеличивают количество происшествий на 28% относительно применения изъятия водительских удостоверений. Общее влияние штрафных санкций - штрафов, тюремного заключения изъятие водительских удостоверений по расчетам дает сокращение количества происшествий на 10%, но изменение наказания в виде тюремного заключения на штрафы имеет определенный эффект сокращения количества происшествий на 4%. Сокращение происшествий со смертельным исходом сократилось на 19%. Интересно отметить, что эта мера документально подтверждена только в Швеции и Норвегии, где замена тюремного заключения на штрафы была предпринята в 1990 и 1988 гг. соответственно.

Контроль применения личного оборудования безопасности, которое в данной взаимосвязи относится к ремням безопасности и обеспечению безопасности детей, дал увеличение примерно на 20% для водителей и пассажиров автомобилей и на 13% в отношении обеспечения безопасности детей. Однако такие влияния трудно обобщить, поскольку увеличение применения личных средств безопасности зависит от исходного уровня. Однако важным здесь является урок отдельных американских штатов и Канады, где путем систематического контроля довели применение ремней безопасности до уровня примерно 90%. Такой тип стратегий, следует надеяться, будет иметь положительный эффект при применении его также в Норвегии, где процент применения личных средств безопасности ниже, в особенности в густонаселенных местностях. Следует отметить также, что в отдельных европейских странах (Германия и Англия) процент применения ремней безопасности достигает 92-90%.

Контроль скорости и езды на красный свет дал сокращение количества происшествий с травматизмом на 17 и 12% соответственно. Последний результат кажется несколько неожиданным, поскольку одно норвежское исследование показало увеличение количества происшествий на перекрестках, где были установлены автоматические приборы контроля дорожного движения.

Отсутствуют исследования, которые показывали бы влияние штрафов и упрощенного рассмотрения нарушений на происшествия, однако имеется выразительный норвежский опыт, когда в 1979 г. ввели штраф за неприменение ремней безопасности. Влияние, которое этот порядок имел на применение ремней безопасности, можно назвать огромным, хотя влияние на сокращение степени ранений при происшествиях можно считать лишь косвенным.

Применение писем с предупреждением, отметок в водительских удостоверений и изъятие водительских удостоверений, как следствие системы отметок в водительских удостоверениях, является мерой, которая была введена в Норвегии в 1989 г., но которая была отменена. Имеется хорошее документальное подтверждение влияния меры на происшествия. Лучшая оценка снижения количества происшествий составляет 15%. Создается впечатление, что мера по повышению возраста для отпуска алкогольных напитков, понижению уровня промилле для новых водителей, контролю применения ремней безопасности, проколам в водительских удостоверениях с возможным впоследствии изъятием удостоверения, представляет меру с потенциальными возможностями, которые не использованы в Норвегии.

Различные условия страхования дают различные влияния на происшествия. Ужесточение предписания о страховании гражданской ответственности дает увеличение происшествий со смертельным исходом, происшествий с травматизмом и происшествий с материальным ущербом на 17, 15 и 30% соответственно. Введение объективной ответственности и нижних пределов возмещения, кажется, также влияет неблагоприятно на количество происшествий, больше всего на происшествия с травматизмом (увеличение на 26%). Предполагается, что увеличение количества происшествий можно объяснить тем, что хорошая страховка способствует менее осторожному поведению. Страхователь, имеющий страховку автомобиля со всем оборудованием, имеет такой же риск происшествий, как и страхователь без такой страховки, в то время как выплата отработанной премии наличными ("обратная система премий") влияет благотворно на сокращение количества происшествий (22%).


Влияние на пропускную способность дорог

Меры в этой области не имеют основной целью влиять на пропускную способность, но здесь имеются некоторые исключения.


Влияние на окружающую среду

В той мере, как рассматриваемые мероприятия влияют на уровень скорости, можно считать, что они позволяют снизить шум и выбросы отработанных газов на определенном уровне скорости.

Стационарный контроль скорости и автоматический контроль скоростного режима, следовательно, могут повлиять на условия окружающей среды.

Автоматический контроль скоростного режима и движения на красный свет может привести к увеличению выброса отработанных газов, так как большее число автомобилистов останавливается на желтый свет светофора вместо того, чтобы проехать через перекресток.


Затраты


Табл. 8.0.2 показывает общие расходы, вызванные мероприятиями по контролю и наказаниям в 1995 году в том виде, как эти мероприятия осуществляются в Норвегии.

Таблица 8.0.2. Расходы, вызванные мероприятиями по контролю и наказаниям в 1995 году в Норвегии

Мероприятия Стоимость в млн. крон (в ценах 1995 г.)
8.1. Стационарный контроль скорости 90
8.2. Контроль поведения при патрулировании 130
8.3. Регулирование законом езды в состоянии алкогольного опьянения 1
8.4. Контроль содержания алкоголя в крови, наказания и меры против рецидивизма 40
8.5. Контроль применения личных средств безопасности (применение ремней безопасности) 37
8.6. Автоматический контроль скорости 21
8.7. Автоматический контроль езды на красный свет 1
8.8. Штрафы и упрощенное рассмотрение нарушений -
8.9. Штраф и тюремное заключение 112
8.10. Письма с предупреждением, отметки в правах и изъятие водительских удостоверений 31

8.11. Условия страхования

37

Данные о расходах мероприятий по пп. 8.1, 8.2, 8.3, 8.5 и 8.9 основаны на ценах 1992 года с учетом юстировки цен к уровню 1995 года (Hagen, 1994). Расходы тюремной службы и судебного аппарата выделены из расходов контроля и приводятся в составе расходов наложения штрафов и тюремного наказания. Расходы по пп. 8.6 и 8.10 основаны на исследовании, посвященном исполнению закона о дорожном движении (Elvik, 1997). Расходы, связанные с условиями страхования, относятся к той части страховой премии, которая страховым обществом оплачивается как возмещение ущерба, вызванного ДТП (Pihl og Hamre, 1989). Остальные цифры расходов обусловлены соответственно.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

О контроле и наказаниях имеется только немного анализов выгоды и затрат. Чтобы иллюстрировать вопрос, приводится пример расчета.


Обсуждается вопрос о том, можно ли включить пользу, привлекаемую нарушителем от правонарушения (например, экономия времени благодаря превышению допустимого скоростного режима), в состав пользы в анализе общественно-экономического эффекта мероприятия. Вопрос рассматривается также в отчете Института экономики транспорта Норвегии (Elvik, 1997), в котором делается вывод о том, что такая польза не может быть включена в состав пользы в анализе соотношения выгоды и затрат. Поэтому в нижеследующих анализах польза от правонарушения не включается в состав выгоды. Это значит, к примеру, что снижение скорости до уровня, указанного знаками дорожного движения, и вызванный этим дополнительный расход времени, в расчете не учитываются. Соотношение выгоды и затрат приведено в табл.8.0.3.

Таблица 8.0.3. Соотношение выгоды и затрат

Мероприятия Соотношение выгоды к затратам
8.1. Трехкратное увеличение стационарного контроля скорости 6,5
8.4 Трехкратное увеличение контроля содержания алкоголя в крови 1,2
8.5. Трехкратное увеличение контроля применения личных средств безопасности 3,6
8.6. Автоматический контроль скорости - на том уровне, как он осуществляется в настоящее время 8,9
8.7. Автоматический контроль проезда перекрестка на красный свет 0,8
8.10. Изъятие водительских удостоверений (настоящая практика) 9,2

Расчеты показывают, что контроль скорости, езды в нетрезвом состоянии и использования ремней безопасности, по всей вероятности, имеет положительный общественноэкономический эффект. Менее вероятно, что контроль движения на красный свет обладает подобным эффектом. Автоматический контроль скорости и изъятие водительского удостоверения за вождение в нетрезвом виде являются менее выгодными мероприятиями в том виде, как они осуществляются сегодня.





 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: