Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 


7.2. Обучение детей в школе (возраст 6-18 лет)

Введение


Согласно официальной статистике в 1995 году в Норвегии в ДТП погибло или было ранено 727 детей возрастом 7-14 лет (Государственное статистическое бюро, 1996). В том же году 1488 человек возрастом от 15 до 18 лет погибло или ранено в ДТП (Государственное статистическое бюро, 1996). Фактические цифры среди детей, по всей вероятности, гораздо выше. В исследовании Боргера (Borger, 1991) количество раненых, зарегистрированное Государственным институтом здравоохранения (Statens institutt for folkhelse) сопоставлялось с цифрами Центрального статистического бюро за 1990 год. Результаты приведены в табл. 7.2.1.

Таблица 7.2.1. Официальная статистика и фактические данные о количестве раненых в ДТП в Норвегии в 1990 г.

Тип транспортных средств и участники дорожного движения Дети возрастом 7-14 лет Взрослые 15 лет и старше
Официальные цифры Рассчитанное факт. количество Официальные цифры Рассчитанное факт. количество
Автомобиль 237 324 7650 14223
Мопед и мотоцикл 30 102 1315 3548
Велосипед 277 3426 610 5861
Пешеход 178 518 904 2557
Итого 722 4370 10479 26189


При рассмотрении всех групп участников дорожного движения как одну, степень регистрации раненых в ДТП детей возрастом от 7 до 14 лет в Норвегии составляет лишь 17%. Для участников дорожного движения старше 15 лет этот процент равен 40. ДТП с участием детей, едущих на велосипедах, мопедах и мотоциклах, регистрируются гораздо реже, чем подобные ДТП с участием взрослых. Наибольшее число ДТП зарегистрировано с участием детей на велосипедах.

Исследование среди 10500 школьников в г. Эстфольде, Норвегия (Kolbenstvedt, 1986) показало, что около 30% детей было участниками ДТП в 1985 году. Большинство этих ДТП произошли с детьми на велосипедах. В возрастной группе свыше 10 лет, ДТП с участием велосипедистов являются наиболее частым типом ДТП среди детей и молодежи. Данные Государственного института здравоохранения показывают, что 65% детей попадали в ДТП в качества велосипедиста. Большинство ДТП происходит в свободное время, но часть ДТП происходит также на пути в школу или из школы. Около 85% ДТП является одиночными ДТП (без участия автомобилей или других транспортных средств), (Kjоlner, 1995). Среди детейучастников ДТП на велосипеде 24% детей попадали несколько раз в ДТП на велосипеде в течение последних 12 мес. (Borger and Frоysadal, 1993). Езда на велосипеде является исключительно опасной для детей в возрасте до 15 лет (Скандинавский совет по безопасности движения, 1985). В одном из скандинавских исследований показано, что риск получения травмы среди детей при движении на велосипеде сокращается по мере увеличения возраста с 7 до 15 лет. Для 7-8-летних детей отмечено около двух ДТП с получением травмы детьми на 1 миллион наезженных на велосипеде километров. Это означает, что риск ДТП при движении на велосипеде для детей 7-8 лет также высок, как средний показатель риска при движении на мотоцикле.

Исследование поведения велосипедистов в двух городах Канады показало, что около 32% всех велосипедистов совершают нарушения, которые могут иметь значение для их безопасности (Dewar, 1978). Одной из целей обучения является снижение частоты подобных ошибочных действий.

Наряду со своей образовательной функцией, школа несет ответственность за безопасность детей по пути из дома в школу и обратно. Организованное обучение детей безопасному поведению на дорогах и улицах движении может снизить риск аварийности детей и помогает им упражняться и получать навыки поведения в реальных ситуациях в дорожном движении.


Описание мероприятий


Обучение правилам дорожного движения в норвежских школах

Обучение детей правилам дорожного движения в общеобразовательной школе в Норвегии осуществляется не в виде отдельной учебной дисциплины, а в виде отдельного раздела какой-либо другой дисциплины (Министерство образования и вопросов церкви, 1988). Вопросы безопасности дорожного движения поднимаются в курсах обязательных предметов и рассматриваются как важная междисциплинарная область знаний, включающая практический, социальный и культурный аспекты. Так как воспитание по вопросам безопасности дорожного движения не является обязательным школьным предметом, оно не включено в школьное расписание. Есть основания полагать, что преподавание этой дисциплины значительно меняется в разных школах и у разных учителей.

Опрос детей возрастом от 13 до 15 лет в школах в 1987 году показал, что 73% семиклассников, 64% восьмиклассников и 52% девятиклассников вообще не проходили обучения по вопросам безопасности дорожного движения. Доля детей, выбравших дорожное движение как факультативный предмет, колебалась от 3% в седьмом классе до 6% в восьмом и 24% в девятом классе (Moe and Tyldum, 1987). Подобного исследования не было сделано по образцовому учебному плану 1987 года.

На основании опроса, проведенного в 1994 году (Sagberg, 1994), объем преподавания вопросов безопасности дорожного движения в школе составляет следующий:

Общеобразовательная школа

1 класс 1-2 часа о том, как вести себя на дорогах и улицах
1-2 часа с демонстрацией использования катафотов
2 и 3 классы 1 час - общее обучение вопросам безопасности дорожного движения
4 класс Обучение езде на велосипеде
Экзамен по езде на велосипеде
5 и 6 классы Школьные патрули
7 и 8 классы Нет уроков по безопасности дорожного движения или их мало
9 класс 2 часа общего обучения езде на мопеде
Всего 10 + 10 часов обучения вождению мопеда

Просмотр видеофильма с тематикой по безопасности дорожного движения

Среднее образование (10, 11 и 12 классы)

1 или 2 часа- Занятий по безопасности дорожного движения вообще нет или их мало.
                          Теоретический курс для получения водительского удостоверения (транспортные средства категории В)

           3 часа - Вступительный экзамен, 2 - 4 часа.

 

Преподавание безопасности дорожного движения в среднем образовании в Норвегии

В школах, дающих среднее образование, безопасности дорожного движения не является обязательной дисциплиной. Ученики могут, однако, выбрать факультативный курс из 72-80 часов в течение учебного года, хотя дисциплину, которая называется "Культура и безопасность дорожного движения", выбирают немногие учащиеся.

Во всех школах страны, дающих среднее образование, возможно сдавать курс из 75 часов по вождению автомобиля. Наряду с национальными учебными планами имеются местные планы, которые могут включать в себя и дисциплины, связанные с дорожным движением.


Влияние на аварийность


Различные формы обучения правилам дорожного движения обладают и разной формой воздействия в зависимости от того, на каком уровне излагалась эта тематика для целевой группы (Rothengatter, 1981; Berard-Andersen, 1985). Обучение должно дать знания о поведении в условиях дорожного движения, что в свою очередь содействует снижению риска ДТП.

Удовлетворительный анализ обучения правилам поведения в транспортном потоке в качестве меры безопасности движения предполагает поэтому, что как знания, так и поведение и уровень риска ДТП должны изучаться до и после обучения (OECD, 1983), что редко осуществляется на практике.

Имеется ряд исследований, посвященных влиянию обучения детей правилам дорожного движения на риск ДТП ребенка как активного участника дорожного движения. Исследования делятся, примерно, на два типа: обучение правильному переходу дороги и обучение езде на велосипеде.

Рассматриваемые ниже исследования изучают влияние указанных мероприятий на аварийность:

Sargent and Sheppard, 1974 (Великобритания, переход дороги).
Downing and Spendlove, 1981 (Великобритания, переход дороги).
Fortenberry and Brown, 1982 (США, переход дороги).
Blomberg, Preusser, Hale and Leaf, 1983 (США, переход дороги).
Preusser and Lund, 1988 (США, переход дороги).
Preston, 1980 (Великобритания, обучение езде на велосипеде).

Табл. 7.2.2 показывает влияние различных мероприятий по обучению детей на аварийность (на основании указанных исследований).


Мероприятия по обучению детей правильному поведению при переходе дороги с автомобильным движением привели к снижению количества ДТП, особенно с участием детей возрастом от 9 до 12 лет. Результаты этих исследований касаются влияния, полученного показом учебной программы по детскому телевидению в США. Изменения количества ДТП в результате обучения езде на велосипеде статистически не достоверны.

Таблица 7.2.2. Влияние обучения школьников на аварийность

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Обучение детей возрастом от 5 до 9 лет правильному переходу дороги
ДТП с травматизмом Переход дороги -11 ( -15; -7)
Обучение детей возрастом от 9 до 12 лет правильному переходу дороги
ДТП с травматизмом Переход дороги -29 ( -32; -7)
Обучение детей возрастом от 6 до 16 лет езде на велосипеде
ДТП с травматизмом ДТП на велосипеде -6 ( -17; +7)

Обучение, которое получают дети в тех местах, где они часто переходят дорогу, обладает гораздо большим воздействием, чем обучение общего характера. Вместе с тем обучение езде на велосипеде развивает в ребенке общие навыки, которые в большой мере преподаются в отрыве от конкретного ежедневного окружения ребенка. Это может объяснить то, что обучение правильному переходу дороги имело большее влияние, чем обучение езде на велосипеде. Однако нельзя считать, что обучение езде на велосипеде приводит к более опасной манере езды (компенсация риска).


Влияние на пропускную способность дорог

Ни в одном из исследований не отмечено влияния обучения правилам дорожного движения в школе на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду

Ни в одном из исследований не отражено влияние обучения в школе правилам дорожного движения на окружающую среду.


Затраты


Расходы на обучение детей безопасности дорожного движения в норвежских школах в настоящее время неизвестны, так как объем преподавания этих вопросов неизвестен. Материал, используемый в школах, подготовлен Обществом безопасности дорожного движения (Trygg Trafikk). В 1995 году Общество расходовало 1,4 млн. крон на издание материалов по пропаганде безопасности дорожного движения.

Расходы на подготовку и издание учебного материала покрываются государством или самим Обществом безопасности дорожного движения. Общество Trygg Trafikk получает средства для своей уставной деятельности в виде государственных субсидий, взносов страховых компаний и членских взносов. Наибольшим источником финансовых средств является государство.

Общеобразовательные школы в Норвегии содержатся органами местной власти (муниципалитетами). Школы, дающие среднее образование, содержатся областными властями. Они получают бюджетное финансирование из государственного рамочного бюджета, от муниципалитета или областных властей.

В пределах определенных границ они вправе самостоятельно распоряжаться средствами.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Анализов окупаемости обучения школьников Правилам дорожного движения или в целом безопасности дорожного движения не имеется. Так как объем преподавания данной дисциплины в школе неизвестен, затрудняемся давать какие-либо данные об окупаемости мероприятия в современных школах. В 1995 году в Норвегии в официальной статистике было зарегистрировано 111 ДТП с участием пешеходов возрастом от 5 до 8 лет и 99 ДТП с участием пешеходов возрастом от 9 до 12 лет. Если благодаря обучению детей в школе возможно избежать 10% ДТП с участием детей-пешеходов, то ежегодная экономия составляет 54 млн. крон. Поэтому можно считать, что мероприятие имеет положительный социально-экономический эффект.




 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: