Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 

 


6.8. Специальная подготовка и сдача экзаменов
для профессиональных водителей

Введение


В силу условий своей работы профессиональные водители проходят в дорожном движении больше вре мени, чем какая-либо другая группа населения. Поэто му они получают более обширную и разнообразную тренировку в условиях дорожного движения по сравне нию с другими водителями. Подобный опыт делает манеру их поведения за рулем более безопасной. Про фессиональные водители могут в связи с выполнением своих обязанностей стать участниками гораздо больше го количества ДТП, чем другие водители. К тому же, профессиональные водители очень часто управляют большегрузными транспортными средствами, которые с технической точки зрения намного сложнее для управления, чем обычные легковые автомобили, и которые могут причинить более крупный ущерб при ДТП. Поэтому у нас есть все основания предъявлять более жесткие требования к способностям профес сиональных водителей, чем к автомобилистам вооб ще.

Риск норвежского профессионального водителя стать участником ДТП с травматизмом на один авт-км не превышает средний риск других групп участников до рожного движения. Обзор, сделанный в табл. 6.8.1, пока зывает количество водителей разных видов транспорт ных средств, ставших участниками ДТП с травматизмом на 1 млн. км в условиях Норвегии в период 1988-1993 гг.


Таблица 6.8.1. Риск ДТП с травматизмом среди водителей разных категорий (видов) транспортных средств в Норвегии

Группа транспортных средств Кол-во транспортных средств, участ вовавших в ДТП с травматизмом Млн. км Участие в ДТП на 1 млн. км
Легковые автомобили 57743 130114 0,44
Автопоезда 1764 5950 0,30
Такси 997 3193 0,31
Грузовые автомобили 4557 14166 0,32
Автофургоны 4317 9636 0,45
Автоцистерны с пожароопасными грузами 30 251 0,12
Автобусы 1694 1974 0,86
Трамвай 207 18 11,40
Мопед 4592 2627 1,75
Легкий мотоцикл 459 206 2,23
Тяжелый мотоцикл 2362 1012 2,33
Велосипед 5707 7108 0,80
Пешеход 7370 8818 0,84

Уровень риска ДТП такси, грузовых автомоби лей и автоцистерн с пожароопасными грузами фак тически не отличается от риска ДТП легковых авто мобилей. Автобусы и трамваи имеют более высокий риск ДТП с травматизмом, чем другие транспортные средства. Это может быть объяснено тем, что данные транспортные средства эксплуатируются в условиях сложного городского движения. Профессиональные водители, как правило, опытнее водителей непрофессионалов. Это должно означать, что они имеют более низкий риск ДТП, чем обычные водите ли.

Даже если учесть, что профессиональные водите ли не подвергаются большему других водителей риску ДТП с травматизмом на авт-км, то тем не менее, профессия должна считаться опасной. Это становится яс ным, когда мы сравниваем профессиональный риск на 1 млн. рабочих часов, проведенных в исполнении про фессиональных обязанностей, с риском, связанным с другими профессиями (Hvoslef, 1990; Fosser og Elvik, 1996). Подобные сравнения можно делать лишь на ос новании количества погибших, так как статистика по профессиональному травматизму для разных профес сий является неполной и неоднородной. Рис. 6.8.1 пока зывает количество погибших в несчастных случаях на 100 млн. чел-ч среди профессиональных водителей, других профессий и в дорожном движении в период 1988-1993 гг.

Профессиональные водители отличаются 3-кратным риском гибели на чел-ч по сравнению с дру гими профессиями. Тем не менее, этот риск состав ляет лишь половину того риска, которому подверга ются другие участники дорожного движения за час, проведенный в дорожном движении. Профессия водителя - напряженная, так как водитель должен за короткое время приспосабливаться к меняющимся ситуациям дорожного движения.

Рис. 6.8.1. Погибшие в несчастных случаях на 100 млн. чел-ч среди профессиональных водителей, других профессий и в ДТП (без учета профессиональ ных водителей) в период 1988-1993 гг. Источ ник: Fosser и Elvik, 1996.

Неопытные профессиональные водители попа дают в аварии чаще, чем опытные (Nygard og Tellnes, 1994). Рис. 6.8.2 показывает результаты исследова ния, посвященного рабочей среде и аварийности профессии водителя. Рисунок показывает долю води телей, которые стали участниками ДТП (одного или нескольких) в 1993 году по признаку опытности во дителя. Протяженность пройденного водителем пути в исследовании не указывалась, но можно предполо жить, что она соответствует опыту водителя, так как большинство (87%) были водителями, занятыми во ждением городских автобусов в крупных городах Норвегии. Как показывает рисунок, риск падает по мере накапливания опыта водителя. Соответствую щая модель может быть найдена для водителей лег ковых автомобилей, мопедов и мотоциклов.

Рис. 6.8.2. Профессиональные водители, ставшие участниками ДТП в Норвегии (без учета степени тяжести ДТП) с учетом их водительского стажа

Формальное обучение и водительские экзамены должны выявить потенциально опасных водителей, явно не подходящих для профессии. Специальные методы обучения и экзамены для профессиональных водителей способствуют повышению компетенции этих водителей и тем самым снижению риска ДТП по сравнению с другими водителями. Было бы также желательно, чтобы профессиональные водители име ли более низкие показатели риска ДТП, чем осталь ные водители.


Описание мероприятий


Обучение и экзамен профессиональных водите лей включают в себя следующие мероприятия:

Влияние на аварийность


Как в Норвегии, так и в других странах прове ден ряд исследований о влиянии специального обу чения и экзамена профессиональных водителей на риск ДТП. В этих исследованиях в число профессио нальных водителей включены, как правило, и пред ставители профессий, предусматривающих много времени в пути (например, работники торговли, кому приходится много ездить). Результаты, приводимые в настоящей главе, основаны на следующих исследо ваниях:

Payne og Barmack, 1963 (США, обучение с уклоном на преду смотрительную езду)
O'Day, 1970 (США, курс безопасного вождения)
Eriksson, 1983 (Швеция, курс езды на скользкой дороге для водителей автомобилей скорой медицинской помощи)
Manders og Rennie, 1984 (Австралия, курс безопасного вожде ния)
Downing, 1988 (Пакистан, обучение водителей автобусов с учетом предусмотрительности)
Beilock, Capelle og Page, 1989 (США, общее обучение водите лей грузовых автомобилей)
Gray, 1990 (Великобритания, курс безопасного вождения)
Gregersen og Moren, 1990 (Швеция, курс вождения с коммен тариями)
Lаhdeniemi, 1995 (Финляндия, курс безопасного вождения для водителей автобусов)
Christensen og Glad, 1996 (Норвегия, обязательный курс вож дения на скользкой дороге для водителей большегрузных автомобилей)
Hagge og Romanowicz, 1996 (США, ужесточение экзамена для водителей большегрузных автомобилей)
King, 1996 (США, курс безопасного вождения)
Valset, 1996 (Норвегия, курс для водителей автобусов).

Мероприятия по обучению, изученные в приве денных исследованиях, можно грубо делить на три группы: (1) курс безопасного вождения, предназна ченный, в первую очередь, опытным водителям, (2) курс вождения по скользкой дороге, (3) ужесточен ные требования к сдаче водительского экзамена. Ме тодическое качество исследований варьируется. Часть названных исследований (Gray, 1990) являются простыми исследованиями до и после, в результатах которых регрессионный эффект количества ДТП мо жет играть определенную роль. Другие исследования (Gregersen og Moren, 1990) являются эксперимен тальными и в них контролированы все источники ошибок. Особо весомыми считаются те исследова ния, которые с методической точки зрения являются наиболее совершенными. Лучшая оценка влияния на аварийность различных мероприятий по обучению приводится в табл. 6.8.2 (процентное изменение об щего количества ДТП или количества ДТП на одного водителя, или на километр пробега).

Обучение профессиональных водителей преду смотрительной манере езды позволяет сократить ава рийность водителей на 20%. В большинстве случаев эти мероприятия сочетаются с порядками поощрения тех, кто отличается безаварийностью езды. Курс во ждения в условиях гололеда, наоборот, приводит к увеличению аварийности как среди водителей машин скорой помощи, так и среди водителей грузовиков и автопоездов. Ужесточенные требования к сдаче про фессионального водительского удостоверения не приводят к сокращению количества аварий. Наобо рот, прослеживается слабая тенденция к росту ава рийности. Объяснение этого неизвестно. Авторы ис следований (Hagge og Romanowicz, 1996) предпола гают, что методические проблемы могут частично объяснить результат исследования.

Таблица 6.8.2. Влияние обучения и экзамена профессиональных водителей на аварийность

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который влияет
мероприятие
Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Курс предусмотрительного вождения для опытных водителей (количество ДТП на км пробега)
Не установлена (все ДТП) Все типы ДТП -20 ( -33; -5)
Курс вождения по скользкой дороге для водителей машин скорой помощи (количество ДТП на водителя)
Не установлена (все ДТП) ДТП в условиях гололеда +45 ( -35; +220)
Курс вождения по скользкой дороге для водителей большегрузных транспортных средств (количество ДТП на км пробега)
Не установлена (все ДТП) ДТП в условиях гололеда +22 (+9; +36)
Ужесточенные требования к сдаче экзамена для водителей большегрузных транспортных средств (общее количество ДТП)

ДТП с травматизмом людей

Все типы ДТП +5 (+4; +6)

Согласно приведенным исследованиям, риск аварийности водителей автоцистерн с опасными ве ществами значительно ниже, чем риск водителей других типов грузовых машин. В табл. 6.8.3 сопос тавлены риски водителей автоцистерн с опасными веществами и риск водителей обычных грузовиков в периоды 1980-1985 гг. и 1990-94 гг. (Muskaug, 1984; Elvik, 1988; Borger, 1996; Christensen og Glad, 1996).

Таблица 6.8.3. Риск водителей автоцистерн с пожароопасными веществами и водителей обычных грузовиков в периоды 1980-1985 гг. и 1990-1994 гг.

Период Тяжесть последствий ДТП Кол-во ДТП на 1 млн км пробега
Автоцистерна с пожароопасным веще ством Грузовой автомобиль (других типов) Разница в риске (%)
1980-85 ДТП с травматизмом 0,15 0,58 - 74%
1990-94 ДТП с травматизмом 0,12 0,45 - 73%
1990-94 Все ДТП 0,72 4,09 - 82%

Водители, перевозящие пожароопасные вещест ва на автоцистерне, отличаются пониженным риском ДТП (70 - 80%) по сравнению с водителями грузовых автомобилей в целом. Неизвестно, какая доля из дан ного понижения риска вызвана более строгими тре бованиями при подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, но очевидно, что ужесточенные тре бования к подготовке и сдачи экзаменов водителей являются одним из составляющих этого снижения риска. Другими факторами могут быть ужесточенные требования к техническому состоянию автомобиля для перевозки опасных веществ, а также разница в транспортной обстановке, в которой перевозят опас ные грузы (по сравнению с обстановкой, в которой движутся другие типы грузовых автомобилей).


Влияние на пропускную способность дорог

Ни в одном исследовании не отражено влияние специального обучения и сдачи экзаменов для про фессиональных водителей на пропускную способ ность автомобильных дорог. Одной из задач обуче ния является то, чтобы манера вождения профессио нальных водителей была такой, которая вызывает минимальное неудобство другим участникам дорож ного движения и минимальное сокращение пропуск ной способности дорог (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1982).


Влияние на окружающую среду

Не найдено проверенной информации о том, как рассматриваемые в этой главе мероприятия могут влиять на условия окружающей среды. Обучение профессиональных водителей может, судя по всему, снизить ущерб окружающей среде (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1982).


Производственные условия профессиональных водителей имеют целый ряд отрицательных факторов. В той же мере, в какой обучение может препятствовать тому, чтобы профессиональные води тели не страдали от чисто профессиональных заболе ваний, эти мероприятия могут оказывать положитель ное воздействие на условия труда водителей. Влияние продолжительности обучения и сдачи экзаменов про фессиональными водителями на окружающую среду, то есть на уровень транспортного шум и на уровень загрязнения воздушного бассейна, не исследовалось.


Затраты


Подробной данных об общих затратах, связан ных с обучением и проведением экзаменов профес сиональных водителей в Норвегии, не имеется. Табл. 6.8.4 показывает расходы, рассчитанные на основа нии опроса крупных автошкол, готовящих профес сиональных водителей.

Общие расходы, связанные с подготовкой профес сиональных водителей, составляют 18,7 млн. крон для класса С (включая подготовку для получения квалифи кации по перевозке опасных грузов), около 93,8 млн. для класса СЕ (включая подготовку для получения ква лификации по перевозке опасных грузов) и 17,4 млн. для класса D (включая подготовку для получения ква лификации по перевозке опасных грузов). Расходы, связанные лишь с организацией обучения и сдачей ква лификационного экзамена на перевозку опасных грузов (ADR) в 1994 составляли 25,2 млн. крон. В названном году расходы были исключительно высокие, так как в том году ввели обязательный курс обучения. Сдача экзамена по вождению транспортных средств категорий СЕ раньше автоматически давала право вождения транспортных средств категорий CEDE. С 1997 года для категорий C, CE, D и DE требуется отдельный эк замен


Таблица 6.8.4. Расходы на обучение профессиональных водителей в Норвегии. Цены в кронах 1995 года

Составляющее курса обучения Категория транспортного средства, вождению которого учатся
C CE D ADR
Теоретический курс 2750 2000 2750 2250
Уроки вождения 470 510 470
Курс вождения в условиях гололеда 2500 5000 2500
Прокат автомобиля и сдача экзамена 950 1000 950
Сбор за сдачу теоретического экзамена 150 200 100
Сбор за сдачу практического экзамена 300 400 300 150
Сбор за выдачу удостоверения1 120 120 120 1201
Средний расход на ученика2 15400 20930 15820 2520
"Пакетная" стоимость обучения в автошколе 15540 21190 15490

1 Сбор за выдачу квалификационного свидетельства
2 Сумма включает обязательную подготовку для получения квалификации по перевозке опасных грузов (ADR)


Те водители, кто наряду с водительской лицен зией желает приобрести транспортную лицензию, понесут дополнительные расходы в связи с данным документом. Ходатайствующий должен заплатить областной администрации 2000 крон за рассмотрение ходатайства и выдачу документа. В случае невыдачи документа можно подать заявление на возврат 700 крон (Grоndahl Dreyer, 1995).


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Не существует анализа соотношения выгоды и затрат по обучению профессиональных водителей. Единственным мероприятием, которое, согласно ре зультатам исследований, однозначно способствует снижению аварийности, является обучение водите лей предусмотрительной манере езды. Реализация этого мероприятия может привести к сокращению количества ДТП на 20%.


Предполагаемое количество ДТП с травматизмом на одно тяжелое транспортное средство в год составля ет 0,01. При этом 20 процентное сокращение аварийно сти соответствует 0,002 предотвращенных ДТП на 1 транспортное средство в год. Экономия от предотвра щения ДТП составляет 2200 крон на транспортное средство в год. Все мероприятия по обучению, описан ные выше, имеют гораздо более высокую стоимость. К тому же, некоторые из них (например, курс вождения в условиях гололеда) приводят даже к увеличению ава рийности. Поэтому обучение профессиональных води телей, в том виде, как оно осуществляется в настоящее время в Норвегии, вряд ли приведет к настолько боль шой пользе в плане безопасности движения, чтобы пе рекрыть расходы на организацию учебных мероприя тий.




 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: