Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>

 


6.3. Требования к уровню подготовки водителей

Введение


Определенные минимальные навыки необходимы для предотвращения различных ДТП при вождении механического транспортного средства. Как способность управлять механическим транспортным средством, так и способность научиться этому различны для разных слоев населения.

Несмотря на то, что органы власти предъявляют минимальные требования к подготовке водителей и технике вождения для получения водительского удостоверения, различия в уровне подготовки и навыках вождения весьма значительны для водителейновичков. Минимальные требования должны снизить возможность получения водительского удостоверения для совершенно неподготовленных водителей. И эти требования представляют собой своеобразное руководство для кандидатов (стажеров) на получение водительского удостоверения, для учащихся автошкол и других лиц в том, что требуется для того, чтобы выдержать водительский экзамены.

Цель предъявления минимальных требований к подготовке и навыкам вождения заключается в том, чтобы создать препятствие для водителей-новичков на пути к ДТП в связи с отсутствием элементарных водительских навыков. Ставится также задача, чтобы выполнение этих требований способствовало повышению пропускной способности автомобильных дорог и адаптации водителей-новичков к режиму движения транспортного потока.


Описание мероприятий


Согласно норвежскому закону о дорожном движении (статья 24) Дорожный департамент вправе устанавливать требования к знаниям и навыкам водителей. Эти требования конкретизируются в стандартных учебных планах для автошкол, готовящих водителей простых категорий транспортных средств. Требования являются весьма подробными и поэтому здесь не приводятся. Основные требования к знаниям водителя (для получения удостоверения В) охватывают (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1994) следующие дисциплины:

По первой теме (человек как участник дорожного движения) требуется, в частности, чтобы кандидат обладал достаточными знаниями о пределах возможностей разных групп участников дорожного движения. Далее он должен знать, как усталость, возраст, потребление опьяняющих веществ или заболевание влияют на готовность к вождению и действиям водителя в транспортном потоке. Требования к знаниям о механическом транспортном средстве охватывают, в частности, знания о тормозной системе, шинах и колесных дисках, системе управления, фарах и оборудовании безопасности в той степени, как требуется предписаниями. Знания о дороге и обустройстве дорожного движения охватывают знания о правилах дорожного движения и знание всех видов дорожных знаков. Водитель должен также знать о рисках вождения, ДТП и их причинах.

Требования к поведению в потоке автомобилей охватывают также изучение правил дорожного движения и других правил, регламентирующих поведение водителя в транспортном потоке. В отношении ответственности водителя кандидат должен знать свои обязательства при ДТП и обязательство застраховать свой автомобиль. Требования к получению водительского удостоверения для вождения транспортных средств категории В введены в состав учебного плана, который состоит из 7 модулей:

Модуль 1. Основополагающие навыки вождения
Модуль 2. Навыки вождения в транспортном потоке
Модуль 3. Навыки вождения в городе и в пределах населенного пункта
Модуль 4. Вождение на автомобильной дороге (за пределами населенного пункта)
Модуль 5. Обязательные занятия по вождению в городе
Модуль 6. Обязательные занятия по вождению на скользкой дороге
Модуль 7. Обязательные занятия по вождению в темное время суток

Из основополагающих навыков будущих водителей учат обращению с коробкой передач (задний ход, свободная передача, трогание на горку, переключение скоростей при увеличении или уменьшении скорости). Требования к готовности к вождению охватывают обращение с сигналом поворота и перестраивание при приближении к перекрестку. Вождение в городской среде предусматривает, что будущий водитель умеет показать сигнал поворота и вести себя правильно в круговом движении. При движения по автомобильным дорогам водитель должен уметь определить правильную скорость и расстояние при въезде с боковой дороги на главную, а также принять необходимую скорость при вливании в поток автомобилей. Обязательные занятия по вождению в условиях транспортного потока включают в себя поведение в момент обгона. Обязательные занятия по вождению на скользкой дороге включают в себя тренировку торможения с учетом удлинения тормозного пути и торможения до блокировки тормозов. Особенное внимание уделяется способности будущего водителя оценить свои возможности резкой остановки или торможения до конца в момент появления препятствия. Занятия по вождению в темное время суток включают в себя, к примеру, упражнения по правильному пользованию фарами автомобиля.

Характер требований является гораздо более детальным, чем было представлено выше. Примеры приводились только с целью создания впечатления о типе знаний и навыков, требуемых от водителей в настоящее время.


Влияние на аварийность


Требования к знаниям и навыкам водителей


Связь между теоретическими знаниями водителя автомобиля и уровнем риска ДТП изучалась в целом ряде исследований. Среди исследований рассматривались, в частности, следующие:

Waller og Goo, 1969 (США)
Wallace og Crancer, 1971 (США)
Hoinville, Berthoud og Mackie, 1972 (Великобритания)
Pedersen og Christensen, 1973 (Норвегия)
Raymond og Tatum, 1977 (Великобритания)
Dreyer og Janke, 1979 (США)
Stoke, 1980 (США)
Strang, Deutsch, James og Manders, 1982 (США)

Большинство этих исследований сделано не в Норвегии. Многие исследователи изучали лишь прямую связь между уровнем знаний водителя и риском ДТП без учета того, что на риск ДТП, кроме знаний и навыков, влияет и множество других обстоятельств. Кроме этого, в разных исследованиях знания и риск аварийности измерялись поразному, но без описания способа их измерения. Вероятно, что измерялось только знание правил дорожного движения и дорожных знаков. Поэтому можно сомневаться, иллюстрируют ли эти результаты связь между риском ДТП и знаниями норвежских водителей в современных условиях.

Согласно основной тенденции, проявляющейся в исследованиях, нет прямой статистической зависимости между уровнем знаний и риском аварийности водителя.

В более раннем британском исследовании, изучившем связь между знаниями и риском ДТП у мотоциклистов (Raymond og Tatum, 1977), мотоциклисты были разделены на тех, кто проходил формальное обучение, и на тех, кто научился водить мотоцикл без формальной подготовки (их учили родители, друзья или подобные). Результаты исследования приводятся в табл. 6.3.1.

Рис. 6.3.1. Взаимосвязь между знаниями мотоциклистов и количеством ДТП с участием мотоциклистов, проходивших и не проходивших формальное обучение. Великобритания. Источник: Raymond и Tatum, 1977

Это исследование показало, что среди мотоциклистов, проходивших формальное обучение, вообще не было никакой связи между уровнем знаний и риском ДТП. Среди мотоциклистов, не проходивших формального обучения, зато была положительная взаимосвязь между уровнем знаний и риском ДТП, т.е. чем лучше были знания мотоциклиста, тем выше был его риск попасть в ДТП. Это может также означать, что водители доверяют своим знаниям и то, как они их используют, влияет на риск оказаться в ДТП.

В целом те исследования, которые рассматривают взаимосвязь между знаниями водителя и риском аварийности, не позволяют делать однозначные выводы. Большинство исследований являются устаревшими или методически недостаточно надежными. Неизвестно, какие именно знания были изучены. Раньше при сдаче экзамена на получение водительского удостоверения особое внимание уделялось теоретическим знаниям и знаниям правил дорожного движения. В настоящее время упор делается на распознание риска и понимание ограничений человека как участника дорожного движения. Вопрос о влиянии распознания и понимания риска совершенно не изучен.

Водители, которым трудно дается обучение, могут иметь более высокий риск ДТП, чем другие водители. В американском исследовании (Waller og Hall, 1980) было установлено, что водители, которые предпочли сдавать устный водительский экзамен, имели на 20% больше ДТП, чем водители, выбравшие обычный письменный теоретический экзамен.

В другом американском исследовании (McKnight og Edwards, 1982) кандидатам на водителя и водителям, желающим обновить свое удостоверение, раздали специальные учебники для самостоятельного изучения дисциплины. Эти новые учебники были написаны на упрощенном языке и имели много иллюстраций. В эксперименте, который предусматривал разделение группы пополам таким образом, что первая половина занималась по новым учебникам, а вторая - по старым, попытались выявить влияние учебника на аварийность будущего водителя. Результаты показаны в табл. 6.3.1.

Среди тех новых водителей, кто занимался по новым учебникам, количество ДТП было ниже, чем среди тех, кто занимался по старому учебнику. Среди тех, кто желал обновить свое удостоверение, учебник не играл никакой роли с точки зрения аварийности. Комментируя это исследование, Overskeid (1990) утверждает, что постановка эксперимента позволила ожиданиям как исследователей, так и подопытных лиц, повлиять на результаты. Он относится с определенным скепсисом к этим результатам.


Таблица 6.3.1. Результаты американского исследования по влиянию автошкольных учебников на риск ДТП водителей. Источник: McKnight и Edwards 1982

Группа водителей Новые учебники Старые учебники
Все водители Кол-во ДТП Все водители Кол-во ДТП
Новые водители 1486 0,1736 1373 0,2141
Опытные водители 12335 0,0956 12441 0,0942
Пожилые водители 2987 0,0756 2988 0,0720

Требования к навыкам водителей


Имеется ряд исследований, которые изучают то, какую подготовку и какие специальные знания и навыки должны быть даны водителям и как они влияют на риск ДТП. Изучен ряд таких навыков. Результаты, приводимые здесь, основаны на следующих исследованиях:

А. Вождение в условиях гололеда


Eriksson, 1983 (Швеция, водители автомобилей скорой медицинской помощи)
Hess og Born, 1987 (Швейцария, водители-добровольцы легковых автомобилей)
Glad 1988 (Норвегия, новые водители легковых автомобилей)
Siegrist og Ramseier, 1992 (Швейцария, водители-добровольцы легковых автомобилей)
Keskinen, Hatakka, Katila og Laapotti, 1992 (Финляндия, новые водители легковых автомобилей)
Christensen og Glad, 1996 (Норвегия, новые водители легковых автомобилей)

B. Вождение в темное время суток


Glad, 1988 (Норвегия, новые водители легковых автомобилей)
Keskinen, Hatakka, Katila og Laapotti, 1992 (Финляндия, новые водители легковых автомобилей)

С. Курс предусмотрительного вождения для "трудных" водителей


Kaestner og Syring, 1967 (США)
Kaestner og Syring, 1968 (США)
Hutchinson, Cox og Maffet, 1969 (США)
Schuster, 1969 (США)
O'Day, 1970 (США)
Harano og Peck, 1972 (США)
Planek, Schupack og Fowler, 1974 (США)
Kaestner og Speight, 1975 (США)
Prothero og Seals, 1978 (США)
Fuchs, 1980 (США)
Peck, Kelsey, Ratz og Schuman, 1980 (США)
Helander, 1984 (США)
Utzelmann, 1983 (Германия)
Drummond og Torpey, 1985 (Австралия)
Utzelmann og Haas, 1985 (Германия)
Kadell, 1987 (США)
Struckman-Johnson, Kund, Williams og Osborne, 1989 (США)

D. Специальные курсы для пожилых водителей


McKnight, Simone og Weidman, 1982 (США).
Janke, 1994 (США)

Е. Сопоставление водителейгонщиков с обычными водителями


Williams og O'Neill, 1974 (США)
Moe, 1992 (Норвегия)

Обучение вождению в условиях скользкой дороги и в темное время суток имеет цель ознакомить водителей с теми рисками, которым они подвержены при езде на скользкой дороге или в темное время суток. Большинство курсов вождения на скользкой дороге или в темное время суток направлено на подготовку водителей к избежанию ДТП в критических ситуациях, например, на тренировку маневров для избежания наезда на препятствие или съезда с дороги в условиях гололеда.


Обучение "трудных" водителей (водителей-рецидивистов) предусмотрительной манере вождения практикуется в США и других странах, где имеется система "пробивания отметок" в водительском удостоверении. Водители, которые набрали определенное количество "отметок" на определенные нарушения, направляются на обязательные курсы по "переподготовке", направленные на то, чтобы водители прекратили тот вид поведения, за который они получили отметки в удостоверении. Таким поведением может быть, к примеру, превышение скорости или вождение в нетрезвом виде. Влияние курсов для пожилых водителей изучалось в США. Эти курсы состоят из теоретической части и добровольного водительского "экзамена", который сдается в знакомой для водителя среде, чтобы обучить водителей тем видам поведения, которые лучше всего подходят для местного дорожного движения.

В исследованиях, проведенных в США и Норвегии, сопоставлялся риск ДТП обычных водителей в составе нормального потока автомобилей и риск активных любителей моторного спорта. Эти исследования косвенно показывают значение навыков вождения, так как водители-мотогонщики активно тренируют навыки вождения и можно предположить, что они обладают лучшими навыками вождения.

Табл. 6.3.2 показывает лучшую оценку влияния тренировки определенных навыков вождения на количество ДТП на одного водителя (процентное изменение количества ДТП /водитель).


Курс вождения на скользкой дороге приводит к увеличению количества ДТП у тех водителей, кто принимал участие на курсах. Увеличение наименьшее у водителей легковых автомобилей и большее у водителей автомобилей скорой помощи. Не найдено однозначного объяснения для этого. Можно представить себе, что курсы, которые уделяют много внимания управлению автомобилем в трудных условиях гололеда, дают водителям ложную самоуверенность и доверие своим навыкам, что может привести к неосторожной манере вождения. Содержание курсов по езде в условиях гололеда было переделано после публикации результатов исследования Glad (1988). Теперь основное внимание уделяется пониманию того риска и непредвиденных ситуаций, которые свойственны условиям вождения на скользкой дороге, а в меньшей мере тому, чтобы управлять автомобилем в сложной ситуации. Влияние курсов с новым содержанием на количество дорожно-транспортных происшествий пока не изучалось.

Таблица 6.3.2. Влияние навыков и тренировки водителей на количество ДТП

Степень тяжести ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Курсы вождения в условиях гололеда (северные страны)
Неопределенная (все) ДТП на скользкой дороге +12 (+7; +18)
Курсы вождения в условиях гололеда (для водителей автомобилей скорой помощи)
Неопределенная (все) ДТП на скользкой дороге +45 (-35; +220)
Курсы вождения в условиях гололеда (для водителей большегрузных автомобилей)
Неопределенная (все) ДТП на скользкой дороге +22 (+9; +36)
Курсы вождения в темное время суток (водители легковых автомобилей, северные страны)
Неопределенная (все) ДТП в темноте +11 (+4; +20)
Курсы вождения для "трудных" водителей
Неопределенная (все) Все типы ДТП -8 (-12; -4)
Курсы для пожилых водителей
Неопределенная (все) ДТП с участием пожилых водителей
+2 (-1; +5)
Сопоставление обычных водителей и водителей-мотогонщиков

Неопределенная (все)

Все типы ДТП +23 (+9; +39)

Курсы вождения в темное время суток, по всей вероятности, не снижают аварийность. Одно норвежское исследование (Glad, 1988), однако, показало, что организация курса вождения в темное время суток в составе второй фазы подготовки будущих водителей позволила снизить количество ДТП в темное время суток на 37% ( 70%; 4%) на одного водителя-участника курсов. Это влияние, правда, ощущалось лишь в течение двух лет после окончания курса. Аналогичного влияния не наблюдалось в связи с первой фазой подготовки водителей. Автор исследования (Glad, 1988) комментирует это в своем отчете: "Весьма удивительно, что это влияние, повидимому, проявлялось только у водителей-мужчин. Также примечательно, что влияние ощущалось лишь у участников второй фазы подготовки водителей, но не у участников первой фазы". Первое обстоятельство можно объяснить тем, что мужчины едут с меньшей мерой безопасности, чем женщины. Поэтому их "потенциал повышения безопасности" за счет большей осторожности - выше. Можно предположить, что влияние курсов вождения в темное время суток у мужчин на самом деле - кажущееся.

В итоге можно сделать вывод о том, что тренировка вождения в темное время суток может снизить аварийность среди определенных групп участников дорожного движения, но влияние среди всех групп водителей недостоверно.

Курс предусмотрительного вождения для водителей-рецидивистов ("трудных" водителей) позволяет снизить риск ДТП этих водителей на 5-10%. Это показано экспериментально и результат является методически достоверным.

Курсы для пожилых водителей не снижают аварийность этой группы водителей. Объяснение неизвестно. Возможно, что водители, проходившие эти курсы будут продолжать водить дольше, чем другие водители аналогичного возраста.

Водителилюбители автоспорта имеют в среднем на 23% больше ДТП, чем обычные водители. Данной теме посвящено два исследования: американское (Williams og O'Neill, 1974) и норвежское (Moe, 1992). В американском исследовании не учитывался пробег автомобиля.

В норвежском исследовании было показано, что водителигонщики обладали более низким риском (-48%, пределы колебания 69%, +48%) стать участником ДТП с травматизмом людей на 1 авт-км, чем обычные водители. Их риск стать участниками ДТП с материальным ущербом был на 37% ( 49; 23%) ниже, чем обычных водителей. Водители-гонщики в течение года ездят гораздо больше, чем обычные водители. В этом и заключается разница в риске аварийности, так как риск аварийности падает по мере накапливания километров пробега (Forsyth, Maycock og Sexton, 1995).

Большинство исследований, однако, показывает, что тренировка определенных навыков не снижает количество ДТП. Скорее наблюдается противоположная тенденция. Из этого, однако, нельзя делать вывод, что тренировка отдельных навыков вождения, как таковая, не способствует повышению безопасности дорожного движения. Вышеизложенные результаты объясняются тем, как отдельный водитель использует свои навыки. Хорошо подготовленный водитель может выбрать менее безопасную манеру езды, чем водитель, который не столь уверен в своих способностях. Поэтому тем, кто готовит водителей, ставится требовательная задача по выбору содержания и формы обучения, которые позволяют избежать создания у водителей нереалистических представлений о собственной степени подготовленности.


Влияние на пропускную способность дорог


Если водители выполняют вождение в соответствии с требованиями к их подготовке и навыкам, то это может повысить степень их мобильности за счет того, что участники движения могут гораздо легче предусмотреть действия друг друга и не создавать неоправданных препятствий при совместном движении. Действительное влияние этих требований на мобильность не подтверждено документально.


Влияние на окружающую среду

Какое-либо влияние современных требований к подготовке и навыкам вождения водителей на окружающую среду не исследовалось.


Затраты


Непосредственные расходы установления требований к знаниям и навыкам водителей - невысоки. Косвенные расходы могут, однако, возникать из-за того, что водитель должен проходить обучение, чтобы достичь необходимого уровня знаний и навыков. Затраты на подготовку водителей рассматриваются в отдельном разделе.

В Норвегии расходами на установление требований на знания и навыки водителей могут считаться расходы по надзору за подготовкой будущих водителей в автошколах и по подготовке преподавателей для автошкол. Расходы Государственной дорожной службы (Statens vegvesen) Норвегии на ежегодный надзор за автошколами составляют 8 млн. крон (Statens vegvesen; Vegdirektoratet, 1993, 1995). Содержание государственной школы по подготовке преподавателей автошкол обходится около 10 млн. крон в год (Borger, 1992).

Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Не найдено анализа зависимости величины отношения "выгоды-затраты" от средств, вложенных на мероприятие (установление требований к знаниям и навыкам водителей). Окупаемость мероприятия не может быть подсчитана без учета расходов на приобретение необходимых знаний и навыков, чтобы удовлетворить установленным требованиям. Эти расходы, а также окупаемость расходов, рассматриваются в пп. 6.4, 6.5 и 6.8.





 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: