Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  | cледующий>>



5.4. Лицензирование работы предприятий автосервиса
и контроль их деятельности

Введение


Чтобы постоянно находиться в состоянии, соответствующем предписаниям, транспортное средство должно соответственно обслуживаться. Текущее обслуживание нередко предусматривает как ремонт, так и замену изношенных деталей. Автомобили, попавшие в ДТП, должны ремонтироваться и доводиться до технически исправного состояния и быть пригодными для эксплуатации.

Автомобиль может быть ремонтирован силами частного владельца, но чаще всего ремонты производятся в специализированных предприятиях автосервиса, которые играют важную роль в поддержании автомобилей в состоянии, соответствующем предъявляемым требованиям. Имеются исследования, подтверждающие, что не все предприятия автосервиса работают надежно. Чтобы обеспечить соответствие работы предприятий автосервиса хотя бы минимально допустимому стандарту, в Норвегии принят закон о контроле и лицензировании работы предприятий автосервиса. Этот закон направлен на установление определенных требований к таким предприятиям, чтобы они выполняли работы с высоким качеством и чтобы в результате на дорогах не оказались автомобили, которые могут представлять собой риск совершения ДТП.

Система лицензирования и контроля предприятий автосервиса гарантирует высокое качество их работы и защищает потребителя от злоупотреблений.


Описание мероприятий


Норвежский закон регламентирует лицензирование предприятий автосервиса и выдачу им разрешений (лицензии) на работу Государственной дорожной службой. Лицензируются следующие виды предприятий автосервиса:

Предприятие автосервиса может быть лицензировано только по определенному виду (классу) работ. Для того, чтобы получить лицензию, предприятие должно иметь необходимые предпосылки для работы: квалифицированный персонал, надлежащие помещения, оборудование и машины, стоянку/гараж для автомобилей, ожидающих ремонт. Ряд работ, однако, не требует получения лицензии. Такими работами являются, в частности: зарядка аккумулятора, замена шин и ветрового стекла.


Закон об обязательном лицензировании предприятий автосервиса не распространяется на ремонты, выполняемые владельцем автомобиля или членами его семьи по собственному автомобилю.


Влияние на аварийность


Влияние контроля работы и лицензирования предприятий автосервиса на количество ДТП не исследовалось. Взаимозависимость (если такая имеется) является косвенной и ее исследование сопряжено с трудностями. Ниже приводится последовательность, возможно существующая между лицензированием предприятия и аварийностью на дорогах:

Предъявление требований к работе предприятий автосервиса Установление типа предприятия Установление вида ремонта автомобилей Техническое состояние автомобилей ДТП.

Предъявляя требования к предприятиям автосервиса, власти стремятся к повышению качества их работы, чтобы автомобили при выходе после ремонта имели меньше неисправностей и дефектов. Отсутствие неисправностей и дефектов у автомобилей, в свою очередь, должно способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Не найдено ни одного исследования, которое было бы посвящено изучению этой последовательности. Имеется лишь одно исследование (Elvik, 1983), которое показало, что предприятия автосервиса, которые чаще контролируются надзорной организацией, чаще соответствуют всем требованиям закона, чем те предприятия, которые контролируются редко. Среди 72 таких предприятий, которые инспектировались каждый второй год, 68% соответствовало всем положениям закона. Среди 88 предприятий, которые инспектировались в среднем каждый восьмой год, 42% выполнило все требования закона.

В том же исследовании изучали также качество работы по устранению технических неисправностей и дефектов. Постановка эксперимента предусматривала повторную проверку 682 автомобилей, в первый раз не прошедших технический осмотр. Среди них 247 ремонтировалось "частниками" (нелицензированные мастерские или владельцы автомобиля), а 435 - лицензированными предприятиями автосервиса. Доля технических неисправностей и дефектов, устраненных к моменту повторного технического осмотра, составляла: 86,5% для автомобилей, отремонтированных в лицензированных предприятиях, 84,8% для автомобилей, отремонтированных "частниками". Тем предприятиям автосервиса, которые выполнили предъявленные требования, удалось устранить 90,3% всех неисправностей, в то время как другим предприятиям, не выполнившим все требования закона, удалось устранить только 81,7% (Elvik, 1983). Объем материала в исследовании был небольшим, но по нему можно сделать заключение о том, что предприятия автосервиса, выполняющие все требования закона, осуществляют немного более качественную работу, чем те предприятия, которые не выполняют все предписания закона.

Само собой разумеется, что ряд технических неисправностей автомобиля, выявленных при техническом осмотре, являются такими, что владелец автомобиля может их сам устранить (низкое давление воздуха в шинах, замена изношенных шин, замена лампы в фарах, замена стеклоочистителей ветрового стекла). Для более сложных ремонтов профессиональная квалификация и доступность профессионального инструмента и оснастки могут иметь значение для качества конечного результата. В рассматриваемом исследовании не говорится ничего о том, каково было бы качество работы мастерской, если бы к ней не предъявляли никаких требований.


Влияние на пропускную способность дорог

Влияние контроля и лицензирования предприятий автосервиса на пропускную способность автомобильных дорог не отражено в исследованиях.


Влияние на окружающую среду

Влияние контроля и лицензирования предприятий автосервиса на состояние окружающей среды не отражено в исследованиях.


Затраты


Расходы, понесенные Государственной дорожной службой Норвегии в связи с контролем и лицензированием предприятий автосервиса, составляют около 2 млн. крон в год.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Влияние контроля и лицензирования предприятий автосервиса на аварийность не отражено в исследованиях. Поэтому исходные данные для расчета эффекта отсутствуют. Ежегодные расходы на контроль работы таких предприятий и их лицензирование соответствуют потерям, понесенным от одного зарегистрированного полицией ДТП с ранением пострадавших.

 

 

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: