Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>




3.20. Применение знаков, указателей и табло с изменяемой информацией

Проблема и цель


С помощью дорожных знаков можно регулировать поведение водителей во время движения и давать им необходимую информацию. Это дает возможность запрещать опасные действия и предупреждать об опасностях. Обычные дорожные знаки, как инструмент регулирования поведения участников дорожного движения и обращения их внимания, имеют два основополагающих ограничения.

Во-первых, дорожные знаки не являются саморегулируемыми, а участники движения во многих случаях могут долгое время действовать вопреки указаниям знака без того, чтобы это привело к нежелательным, с точки зрения участника движения, последствиям. Напротив, действия, находящиеся в противоречии с указаниями знака, например, скорость выше допустимой, парковка в запрещенном месте, часто имеют только приятные последствия для участников движения. Они быстрее двигаются и останавливаются ближе к месту назначения. Полиция не имеет возможности следить за проявлением уважения к дорожным знакам в любое время и в любом месте.

Во-вторых, подавляющее большинство знаков установлено постоянно и все время сообщает одну и ту же информацию. Традиционные дорожные знаки и таблички дают мало возможностей для смены информации в зависимости от обстановки на месте в разное время. Например, некоторые участки дорог становятся особо скользкими при определенных погодных условиях и температурном режиме. Желательно предупредить об этом участников движения тогда, когда эта проблема возникает, и только тогда табличка, установленная на таком участке и предупреждающая о скользкой дороге круглый год, не воспринимается всерьез, поскольку очевидно, что информация на ней не соответствует ситуации в каждый момент времени.

Эти ограничения могут быть устранены установкой табло с изменяемой информацией вдоль дороги. Под этим подразумеваются табло, функционирующие только при наступлении определенного состояния дороги и условий движения. Например, табло, устанавливающее ограничение скорости вблизи школы, может показать более низкую скорость во время движения школьников, чем в остальное время суток. Табло может предупреждать, например, о гололеде, заторе или тумане. Табло, предупреждающее о гололеде, может заменяться термометрами или измерителями сцепления, так что табло включается только тогда, когда наступает гололед.

Табло с изменяемой информацией устанавливаются с целью:


Описание мероприятий


Использование табло с изменяемой информацией регламентируется норвежскими нормативными актами (Statens vegvesen, handbok 050, 1987). В Норвегии считается целесообразным использование следующих знаков с переменной информацией:

Наряду с обычными табло с изменяемой информацией, в Норвегии и ряде других стран проводятся эксперименты с так называемыми, дорожными знаками с обратной связью, т.е. знаками, дающими участникам дорожного движения сообщение, например, о том, насколько они превышают допустимый скоростной режим или о том, сколько водителей пренебрегали обязанность уступить дорогу пешеходу в течение предыдущей недели. Имеются индивидуальные и коллективные информационные табло. Индивидуальные информационные табло скорости - это табло, реагирующие на поведение отдельного участника движения. Коллективные информационные табло - это табло, информирующее о том, какая часть участников, например, нарушила правило дорожного движения в определенный период, например, последний час, последний день или последнюю неделю. Эти табло рассматриваются более подробно в п. 7.4.


Влияние на аварийность


Влияние табло с изменяемой информацией на ДТП или поведение участников дорожного движения исследовалось:

Duff, 1971 (Великобритания, табло, предупреждающие об опасности).
Erke og Gottlieb, 1980 (Германия, табло на скоростной автомагистрали, предупреждающие о заторе).
VanHouten og Nau, 1981 (Канада, коллективные табло, предупреждающие о превышении скорости).
Janoff, Davit og Rosenbaum, 1982 (США, табло, предупреждающие о тумане).
VanHouten, Rolider, Friedman, Becker, Chalodovsky og Sherer, 1985 (Канада и Израиль, коллективные табло, предупреждающие о превышении скорости).
Helliar-Symons og Ray, 1986 (Великобритания, предупреждение о дистанции).
Amundsen, 1988 (Норвегия, меняющиеся ограничения скорости около школ, их влияние на скорость).
Malenfant og Van Houten, 1989 (Канада, коллективные табло, указывающие обязанность уступить дорогу пешеходу).
Cooper, Sawyer og Rutley, 1992 (Великобритания, предупреждение о заторе на скоростных автомагистралях).
Persaud, Mucsi og Ugge, 1995 (Канада, предупреждение о заторе на скоростных автомагистралях).
Hogema, van der Horst og van Nifrerick, 1996 (Нидерланды, предупреждение о тумане).

В табл. 3.20.1 приводятся данные о влиянии применения знаков и табло с изменяемой информацией на количество ДТП.


Согласно табл. 3.20.1, после установки табло наблюдается заметное сокращение количества ДТП. Многие табло были установлены в местах с высокой концентрацией ДТП. Некоторые исследования были проведены до и после установки табло, без учета регрессивного эффекта. Можно, следовательно, предположить, что исследователи переоценили влияние табло с изменяемой информацией на количество ДТП.

Оговаривая эти недостатки исследований, можно сделать вывод, что табло с изменяемой информацией, предупреждающие об аварийности или других исключительных условиях, тумане и превышении скорости, способствуют сокращению количества ДТП. Табло, предупреждающее о заторе, способствуют сокращению количества ДТП как с травматизмом, так и с материальным ущербом. Показано (Erke og Gottlieb, 1980), что подобные табло приводят к тому, что водители чаще перестраиваются с одной полосы на другую на скоростной автомагистрали и начинают искать возможность обгона. Наличие табло может привести к потенциальному конфликту между транспортными средствами и, следовательно, увеличению количества ДТП с материальном ущербом.

В Норвегии проводился эксперимент установки табло с изменяемой информацией вдоль дороги около школы (Amundsen, 1988). Измерение скорости около школ показал, что скорость снизилась с 57 до 51 км/ч. Скорости снизились около всех школ, но изменение скорости варьировалось с 2 до 11 км/ч. Снижение скорости с 57 до 51 км/ч приводит к сокращению количества ДТП на 20% (см. п. 3.11).

Таблица 3.20.1. Влияние табло с изменяемой информацией на количество ДТП

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который оказывает влияние мероприятие Наилучшая оценка Пределы колебания результатов
Табло, предупреждающее о совершенном ДТП на скоростной автомагистрали
ДТП с травматизмом ДТП на скоростной автомагистрали -44 ( -59; -22)
Табло, предупреждающее о тумане
Неустановленая тяжесть ДТП и размер повреждений ДТП в тумане -84 ( -93; -63)
Табло, предупреждающее о заторе на скоростной автомагистрали
ДТП с травматизмом ДТП с наездом сзади -16 ( -26; -4)
ДТП с материальным ущербом ДТП с наездом сзади +16 (+1; +34)
Коллективные табло, предупреждающие о скорости, с обратной связью
Неустановленная тяжесть ДТП и размер повреждений Все типы ДТП -46 ( -62; -24)
Коллективные табло, напоминающие об обязанности уступить дорогу пешеходу
ДТП с травматизмом ДТП с участием пешеходов -65 ( -96; +199)
Индивидуальные табло, предупреждающие о скорости
ДТП с травматизмом Все типы ДТП -41 ( -78; +59)
Индивидуальные табло, предупреждающие о дистанции

Неустановленная тяжесть ДТП и размер повреждений

Наезд сзади -6 ( -56; +104)


Влияние на пропускную способность дорог

Табло с изменяемой информацией, которые приводят к уменьшению средней скорости, снижают пропускную способность дороги. Это относится к коллективным и индивидуальным табло регулирования скорости и табло, предупреждающему о тумане. Их влияние на пропускную способность на доказано.


Влияние на окружающую среду

Не было обнаружено исследований, подтверждающих влияние на окружающую среду табло с изменяемой информацией, регулирующих скорость движение. Меньшая скорость может привести к уменьшению шума и выделению некоторых типов выхлопных газов транспортными средствами.


Затраты


В исследованиях не найдено информации о затратах на установку табло с изменяемой информацией. Само собой разумеется, что они дороже, чем обычные дорожные знаки. Установка необходимых датчиков, кабельного управления, а также освещения, может обходиться до 50000-100000 крон на одно табло.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Не найдено анализа эффекта реализации мероприятий, описанных в этом параграфе. Имеющаяся недостаточная информация не позволяет сделать полномасштабный анализ.


Приведем пример расчета влияния табло с изменяемой информацией, устанавливающего ограничение скорости около школы. Пример базируется на приведенной выше информации. Предполагается, что суточная интенсивность движения, следующего мимо школы, составляет 5000 авт/сут. Риск ДТП - 0,40 ДТП с травматизмом на 1 млн. авт-км. Далее, предполагается, что влияние табло ощущается на расстоянии 0,5 км и что оно предотвращает совершение ДТП с участием пешеходов во время движения школьников. Предполагается, что 25% ДТП являются именно такими. В году имеется 182 дня школьных занятий, а табло в школьное время влияет на 33% движения. Стоимость табло - 50000 крон и его срок службы - 10 лет.

При этих условиях экономия от предотвращения ДТП составляет 579000 крон и увеличение расхода времени - 598000 крон. Увеличение расхода времени перевесит снижение расходов ДТП. Дополнительно рассчитывается стоимость снижения ущерба на окружающую среду, равная 0,01 крон на 1 авт-км, итого 58000 крон. Суммарная выгода составляет 39000 крон, социально-экономический расход на реализацию мероприятия - 60000 крон.

Этот пример расчета не учитывает цену повышенной безопасности школьников и учителей. Возможно оценить этот фактор так, что реализация мероприятия будет иметь положительный социально-экономический эффект (при тех же остальных предпосылках).

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: