Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 



3.16. Организация одностороннего движения

Введение


Городские улицы часто бывают узкими, а вдоль тротуаров на улицах стоит множество стоящих автомобилей. При движении в обоих направлениях следует выдерживать относительно низкую скорость и часто тормозить с тем, чтобы освободить дорогу встречным автомобилям, что порождает множество конфликтных ситуаций и в конечном итоге влияет на скорости движения транспортных потоков.

Для пешеходов ситуация также осложняется, когда автомобили двигаются в самых различных направлениях, и особенно на перекрестках, где пешеходы предпочитают переходить дорогу. Пересечение дорог также является весьма затруднительным и для велосипедистов.

За счет введения улиц с односторонним движением можно значительно снизить теоретическое количество конфликтных точек. В обычных ситуациях на двухполосных дорогах с движением в обоих направлениях насчитывается до 32 конфликтных точек при движении автомобилей по Х-образному перекрестку. Но при использовании одностороннего движения по двум полосам количество конфликтных точек снижается до 16. При этом упрощается положение пешеходов при переходе улицы и увеличивается пропускная способность дороги.


Описание мероприятий


Режим одностороннего движения вводится путем установки знака "Одностороннее движение" с обозначением начала участка с односторонним движением. На этом знаке стрелкой указано направление установленного движения. Режим одностороннего движения часто включается в планы использования улиц или изменения транспортных потоков (см. п. 3.1), когда множество дорог и улиц рассматривается с учетом их взаимной связи.


Влияние на аварийность


Был проведен целый ряд исследований о влиянии режима одностороннего движения на количество ДТП. Приведенные здесь результаты базируются на следующих исследованиях:

Bruce, 1967 (США).
Riemersma og Sijmonsma, 1979 (Нидерланды).
Parsonson, Nehmad og Rosenbaum, 1982 (США).
Blakstad, 1990 (Норвегия).
Hocherman, Hakkert og Bar-Ziv, 1990 (Израиль).
Summersgill og Layfield, 1996 (Великобритания).

В табл. 3.16.1 показаны результаты оценки влияния введения одностороннего движения на аварийность согласно указанным исследованиям.

Таблица 3.16.1. Влияние введения одностороннего движения на количество ДТП

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Влияние на типы ДТП Наилучшая оценка Пределы колебания результатов
ДТП с травматизмом Все типы ДТП -1 ( -6; +4)
ДТП с травматизмом ДТП с участием пешеходов +1 ( -11; +14)
ДТП с материальным ущербом Все типы ДТП -8 ( -12;-5)


Режим одностороннего движения не имеет статистически обоснованного влияния на количество ДТП с травматизмом. Отмечено слабое снижение ДТП с материальным ущербом. Объяснением слабого снижения аварийности является то, что введение одностороннего движения может привести к увеличению скорости и интенсивности движения. Риск ДТП может снизиться даже, если количество ДТП не снижается. На исследуемых участках уличной сети в среднем наблюдался рост интенсивности движения, равный 22,3%, после введения одностороннего движения.

Влияние на пропускную способность дорожно-уличной сети

Режим одностороннего движения удлиняет маршруты движения автомобилей, но повышает пропускную способность дорог, что может привести к увеличению транспортных потоков. Исследования, проведенные до и после введения одностороннего движения в США (Parsonson, Nehmad og Rosenbaum, 1982), показывают, что увеличение транспортных потоков на 10-30% на главных городских магистралях нельзя считать чем-то необычным. Режим одностороннего движения также приводит к увеличению скорости движения. В ходе исследований в Великобритании и США, проведенных до и после введения одностороннего движения (Bruce, Parsonson, Nehmad og Rosenbaum, 1982), было обнаружено сокращение времени поездок от 20 до 60% в зависимости от размера затора, наблюдаемого на улице до введения режима одностороннего движения.


Влияние на окружающую среду

Не было обнаружено исследований, в которых было бы показано влияние одностороннего движения на экологические условия. Увеличение интенсивности движения и повышение скорости может привести к увеличению уровня шума и загрязнений. С другой стороны, улучшение условий движения может снизить уровень шума и количество загрязнений. Однако фактическое влияние не отражено в исследованиях.


Затраты


Прямые расходы на введение одностороннего движения в условиях Норвегии невысокие. Они включают в себя планировочные расходы и расходы на установку дорожных знаков и разметку. Расходы могут варьироваться в зависимости от места. Минимальный расход на установку дорожных знаков (знак "Одностороннее движение") составляет 1500-2500 крон.


Участники дорожного движения относятся с уважением к одностороннему движению (Daas, 1980). Однако мероприятия по регулированию движения необходимы.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Для того, чтобы проиллюстрировать эффект от введения одностороннего движения, приведем пример расчета. Предполагается введение одностороннего движения на коллекторной улице города. На данной улице суточная интенсивность движения составляет 1500 авт/сут и риск ДТП - 0,6 ДТП с травматизмом на 1 млн. авт-км. Количество километров проезжаемых автомобилями на улицах увеличивается на 20%, риск аварийности сокращается на 20%. Скорость повышается с 30 до 35 км/ч. Протяженность рассматриваемой улицы - 1 км. Мероприятие действует в течение 10 лет. При этих предпосылках экономия от сокращения количества ДТП составляет 450000 крон. Экономия времени составляет 2,2 млн. крон. Увеличение эксплуатационных расходов автопарка составляет 690000 крон. Суммарная выгода от введения мероприятия оценивается в 1,96 млн. крон. Расходы на реализацию мероприятия составляют 60000 крон, что соответствует стоимости установки 25 дорожных знаков (12,5 на 1 км улицы). Следовательно, выгода превышает затраты.

Это не значит, что введение одностороннего движения целесообразно намного больше, чем сегодня. Многие улицы и дороги должны быть доступными с двух сторон, чтобы выполнить свою транспортную функцию. Одностороннее движение одной улицы должно рассматриваться в комплексе с другими улицами, на которые может распространиться влияние мероприятия.

 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: