Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий оглавление  |  cледующий>>

 



1.8. Разделение Х-образного в одном уровне пересечения на два Т-образных пересечения

Введение


Четырехстороннее пересечение в одном уровне (Х-образное пересечение) предъявляет более высокие требования к вниманию и поведению участников дорожного движения, чем трехстороннее пересечение (Т-образное пересечение). Четырехстороннее пересечение имеет 32 конфликтные точки между транспортными потоками, проходящими через пересечение. Трехстороннее пересечение имеет всего 9 конфликтных точек. Норвежские исследования риска попасть в происшествие на пересечении (Vodahl of Giaever, 1986; Giaever, 1990) показывают, что риск ДТП на Х-образном пересечении в два раза выше, чем на Т-образном пересечении. Согласно исследованиям, количество зарегистрированных в полиции ДТП с травматизмом на 1 млн. проходящих транспортных средств имеет следующие показатели по различным типам пересечений (табл. 1.8.1).

 

Таблица 1.8.1. Влияние типа пересечения в одном уровне на аварийность

Схема регулирования Тип пересечения Предел скорости, км/ч Доля движения со второстепенной дороги
0-14,9 15,0-29,9 30,0-
Помеха справа Т-образное 50 0,07 0,07 0,13
Помеха справа Х-образное 50 0.10 0,19 0,18
Уступи дорогу Т-образное 80 или 90 0,06 0,12 0,26
Уступи дорогу Х-образное 80 или 90 0,07 0,27 0,58
Уступи дорогу Т-образное 60 или 70 0,07 0,11 0,14
Уступи дорогу Х-образное 60 или 70 0,12 0,19 0,28
Уступи дорогу Т-образное 50 0,08 0,11 0,11
Уступи дорогу Х-образное 50 - 0,10 0,31
Светофоры Т-образное 50 0,04 0,06 0,05
Светофоры Х-образное 50 0,12 0,09 0,10
Круговое движение Т-образное Все Все доли движения со второстепенных дорог 0,03
Круговое движение Х-образное Все

Все доли движения со второстепенных дорог 0,05


При высокой интенсивности движения на примыканиях Х-образного пересечения риск ДТП имеет особенно высокий уровень по сравнению с Т-образным пересечением. Разделение Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения должно снизить количество конфликтных точек на пересечении и тем самым упростить задачи участников дорожного движения при проезде через пересечение.

Описание мероприятия


Разделение Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения может быть выполнено двумя способами: разделение "влево-вправо" и разделение "вправо-влево".
На рис. 1.8.1 показаны эти способы разделения.


Рис. 1.8.1. Способы разделения одного Х-образного пересечения на два Т-образных

 

Влияние на аварийность


Был выполнен целый ряд исследований о соотношении показателей риска на Х-образном пересечении и Т-образном пересечении с различной интенсивностью движения на примыкающих дорогах. Эти данные дают обоснование того, как разделение Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения влияет на количество ДТП. Приводимые ниже результаты взяты из следующих исследований:

Lyager og Loschenkohl, 1972 (Дания).
Johannessen og Heir, 1974 (Норвегия).
Hanna, Flynn og Tyler, 1976 (США).
Vaa og Johannessen, 1978 (Норвегия).
Brude og Larsson, 1981 (Швеция).
Cedersund, 1983 (Швеция).
Vodahl og Giaver, 1986 (Норвегия).
Brude og Larsson, 1987 (Швеция).
Montgomery og Carstens, 1987 (США).

На основании этих исследований влияние на количество ДТП разделения Х-образного пересечения на два Т-образных перекрестка (вне зависимости от способа разделения) может быть выражено следующим образом (табл. 1.8.2, процентное изменение количества ДТП):

Таблица 1.8.2. Влияние разделения Х-образного пересечения на два Т-образных на аварийность

Тяжесть ДТП Процентное изменение в количестве ДТП
Влияние на типы ДТП Нижний предел Наилучший результат
ДТП с травматизмом ДТП на перекрестке с небольшим движением с боковой дороги (менее 15%) +35 (+10; +70)
ДТП на пересечениях со средним движением с боковой дороги (15-30%) -25 ( -33; -15)
ДТП на перекрестке с большим движением с боковой дороги (более 30%) -33 ( -43; -21)
Все ДТП на Х-образном пересечении -20 ( -25; -10)
ДТП с материальным ущербом ДТП на перекрестке с небольшим движением с боковой дороги (менее 15%) +15 (+5;+30)
ДТП на перекрестке со средним движением с боковой дороги (15-30%) 0 ( -10;+10)
ДТП на перекрестке с большим движением с боковой дороги (более 30%) -10 ( -20; 0)

Все ДТП на Х-образном перекрестке

+3 ( -3;+9)


Влияние на аварийность разделения Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения зависит от интенсивности движения на въездах Х-образного пересечения до его разделения. При невысокой интенсивности движения на въездах разделение Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения не дает какого-либо выигрыша в безопасности. При большой интенсивности движения на въездах количество ДТП с травмами может быть снижено на 33%. Количество ДТП с материальном ущербом может быть снижено на 10%. Влияние на ДТП с материальным ущербом меньше, чем влияние на ДТП с травматизмом.

Только в одном исследовании (Brude og Larsson, 1987) было проведено сравнение способов разделения Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения. В исследовании сделан вывод о том, что разделение "влево-вправо" имеет более благоприятное воздействие на безопасность движения, чем разделение "вправо-влево". Разделение "влево-вправо" снижает количество ДТП на 4%, разделение "вправо-влево" увеличивает на 7%. Однако различие во влиянии статистически не обосновано.


Влияние на пропускную способность пересечения

Mahalel, Craus og Polus (1986) изучили режим движения автомобилей на Х-образном пересечении по сравнению с двумя Т-образными пересечениями, образованными по принципу разделения "влево-вправо" или "вправо-влево". Среднее время ожидания автомобилей при пересечении главной дороги на въезде было более коротким на перекрестке с разделением "вправо-влево" и более продолжительным на перекрестке с разделением "влево-вправо". Х-образный перекресток занимает промежуточное положение. Это можно объяснить тем, что при разделении "вправо-влево" движение с боковой дороги должно уступать дорогу только одному транспортному потоку, когда он поворачивает внутрь (направо) на главную дорогу. При проезде 1000 автомобилей в течение часа (суммарная в оба направления) по главной дороге разница в периодах ожидания между перекрестком с разделением "вправо-влево" и пересечением с разделением "влево-вправо" составляет около 15 секунд на один автомобиль.

Согласно Mahalel, Craus og Polus (1986), пересечения с разделением "вправо-влево" создают гораздо большие помехи для движения по главной дороге, чем пересечения с разделением "влево-вправо". Помехи для движения по главной дороге возникают, когда транспортное средство с боковой дороги, которое поворачивает на главную дорогу, вынуждает транспортное средство на главной дороге снизить скорость с тем, чтобы избежать небольших затрат времени. Причина того, что помехи будут больше при разделении "вправо-влево", чем при разделении "влево-вправо", заключается в том, что водители с боковой дороги, как предполагается, будут укладываться в меньшие промежутки времени, когда они поворачивают направо на главную дорогу, чем когда они поворачивают налево на главную дорогу.


Влияние на окружающую среду

Не обнаружено каких-либо исследований, в которых документально подтверждено влияние разделения Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения на окружающую среду.


Затраты


Не имеется данных о затратах, связанных с разделением одного Х-образного пересечения на два Т-образных. Надо было бы иметь хотя бы одно пересечение, на котором это деление было фактически выполнено. Затраты на это могут быть оценены в пределах от 1 до 10 миллионов крон.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятия

Так как у нас не имеется фактического материала по анализу эффекта от вложенных средств по разделению одного Х-образного пересечения на два Т-образных, мы вынуждены довольствоваться примерами расчета, которые могут иллюстрировать соотношение между расходами на реализацию мероприятия и эффектом от вложенных средств. Предполагается, что мероприятие выполняется на Х-образном пересечении с обязательством уступить дорогу автомобилям, движущимся по главной дороге. Пересечение расположено в густонаселенном месте, и доля движения с боковой улицы в нем составляет выше 30%. Суточная интенсивность движения на пересечении составляет 5000 авт/сут, из которых 2000 - с боковой улицы (по 1000 с каждой стороны). Уровень риска ДТП составляет 0,50 ДТП с человеческими травмами на 1 млн въезжающих на пересечение транспортных средств. При этом количество ДТП с материальным ущербом составляет 10 на каждое ДТП с травмами. Разделение одного Х-образного пересечения на два Т-образных снижает количество ДТП с травмами на 30% и количество ДТП с материальным ущербом на 10%.

При этих условиях экономия от сокращения аварийности составляет 4,8 млн. крон. Дополнительная экономия достигается за счет сокращения времени ожидания. В то же время предполагалось, что интенсивность движения на пересечении невысокая. Поэтому расходы на реализацию мероприятия были ниже, чем выгода от его реализации (4,8 млн. крон), и мероприятие при заданных условиях было бы социально-экономически выгодным.

Все остальные пересечения в рассматриваемом месте - Т-образные. Поэтому мероприятие является актуальным только на меньшей части пересечений.



 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: