Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 

 


1.16. Мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных

Введение


Мероприятия, осуществляемые в отношении диких животных, направлены на то, чтобы снизить количество ДТП с участием диких животных и уменьшить объем травматизма и материального ущерба в каждом отдельном случае.


Описание мероприятий


Меры, принимаемые в отношении диких животных, предусматривают:

Влияние на аварийность


Влияние на количество ДТП предупреждающих знаков о возможном столкновении с дикими животными и других информационных мер для водителей детально не исследовано. Во время одного из шведских исследований (Отчет группы по изучению проблем транспорта, 1980) на обочине дороги устанавливалась полномасштабная фигура лося, изготовленная из бумаги. Водителей, проезжавших мимо фигуры лося, останавливали и спрашивали, видели ли они ее. Когда отсутствовал знак, предупреждающий о возможном столкновении с лосем, фигуру лося обнаруживал 21% водителей. После установки такого предупреждающего знака фигуру лося обнаруживало 27% водителей. Только 39% водителей заметили дорожный знак, предупреждающий о возможности столкновения с лосем. На основании этих результатов можно сделать вывод о том, что одни только знаки, предупреждающие о возможности столкновения с дикими животными, ограниченно влияют на количество дорожнотранспортных происшествий.

В этом же исследовании косвенно освещается влияние других информационных мер о возможном столкновении с дикими животными. В представительном отборе 1034 водителей 1,8% (19 водителей) сообщили, что они были участниками ДТП, в которых были вовлечены лоси. 11% водителей сообщили, что они принимали участие в охоте на лосей. Из них 1,8% заявили, что они были участниками ДТП, в которые были вовлечены лоси, однако, из числа неохотников участниками подобных ДТП было 2,4%. Был произведен специальный отбор охотников (122 человека) и 4,0% из них сообщили, что они были участниками ДТП, в которые были вовлечены лоси. Среди участников обеих групп был произведен опрос в отношении их знаний о лосях. В зависимости от количества правильных ответов можно было набрать от 0 до 6 баллов. В группе охотников 84% набрали 4 очка и более. В другой группе 51% набрал 4 очка и более. Однако эти результаты не говорят о том, что лучшие знания лосей снижают вероятность оказаться участником ДТП, в которые вовлечены лоси. Охотники больше знали о лосях, чем другие водители, но и охотники оказывались участниками подобных ДТП не реже, чем другие водители (Transportforskningsdelegationen, 1980).


Влияние на количество ДТП установки зеркал, отпугивающих животных, ограждений (заборов), запахов с целью отпугивания животных, расчистка и прореживание леса, а также уменьшение стад диких животных изучалось в Норвегии (Messelt, 1994), Швеции (Statens vagverk, 1979; Almkvist med flere, 1980; Statens vagverk, 1987), Финляндии (Lehtimaki, 1979, 1981) и США (Schafer, Penland og Carr, 1985). На основании указанных исследований влияние на количество ДТП при принятии различных мер можно оценить следующим образом (табл. 1.16.1).

Таблица 1.16.1. Влияние на количество ДТП применения различных мероприятий по предупреждению появления диких животных

Тяжесть ДТП Процентное изменение количества ДТП
Влияние на тип ДТП Наилучший результат Пределы колебания результатов
Зеркала
Не установлена Все типы ДТП с участием животных +5 ( -15; +33)
Ограждения (заборы)
Не установлена Все типы ДТП с участием животных -25 ( -60; +50)
Запахи с целью отпугивания животных
Не установлена Все типы ДТП с участием животных -70 ( -90; -5)
Расчистка и прореживание леса
Не установлена Все типы ДТП с участием животных -20 (- 45; +15)
Уменьшение стад диких животных

Не установлена

Все типы ДТП с участием животных +35 (0; +80)

Зеркало представляет собой призматическое стекло, которое монтируется на деревянном столбе и отражает свет фар автомобиля, этим самым отпугивая диких животных от дороги. Эксперименты, проведенные с зеркалами в Швеции (Almkvist и другие, 1980) и Финляндии (Lehtimaki, 1979), показали, что они не оказывают никакого снижающего действия на количество ДТП с участием диких животных. Опыт показал, что свет от зеркал не пугает лосей (Almkvist и другие, 1980). Финские опыты показали, что на участках с зеркалами скорость на 2-5 км/ч выше, чем на участках без зеркал. В результате указанных опытов в Северных странах зеркала больше не используются с целью предотвращения ДТП с участием диких животных. Однако в США (Schafer, Penland og Carr, 1985) зеркала все еще используются.


Ограждения - это заборы, изготовленные из стальной сетки высотой минимум 2 м, которые устанавливаются вдоль дороги в тех местах, где животные часто переходят дорогу. Опыт показал, что подобные заборы значительно сокращают количество ДТП с участием диких животных на огражденных участках (сокращение составляет примерно 60-70%). С другой стороны, обнаружилась тенденция увеличения количества ДТП на обоих концах огражденных участков, так как в этих местах увеличивается количество животных, переходящих дорогу (Statens vagverk, 1985B). В показатели ДТП, приведенные выше, включены ДТП как на самих огражденных участках, так и на участках такой же длины по обоим концам ограждения.


Были проведены опыты по использованию запахов с целью напугать лосей. Опыты проводились в области Хедмарк в Норвегии (Messelt, 1994). На стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. На граничных участках не было зарегистрировано увеличения количества ДТП.


Расчистка леса в виде удаления веток со стволов деревьев на высоту до 3 м на расстоянии до 20 м от обочины дороги была осуществлена в Швеции (Statens vagverk, 1985B). Опыт показал, что такая мера сокращает количество ДТП с участием животных примерно на 20%.


В одном из шведских исследований (Almkvist и другие, 1980) опасность ДТП с участием лосей на дорогах в лесистой местности и на дорогах в открытой местности сравнивалась с опасностью ДТП на дорогах с разным количеством убитых лосей на 1000 га леса. Исследования показали, что на дорогах в районах с семью убитыми лосями на 1000 га леса количество ДТП не было ниже, чем, например, на дорогах с 2-4 убитыми лосями на 1000 га леса. Наиболее вероятным объяснением этого является то, что количество убитых лосей на единицу площади леса имеет тесную взаимосвязь с величиной поголовья лосей. Поэтому большое количество убитых лосей на единицу площади совсем не означает большего процентного уменьшения поголовья лосей в актуальном районе, чем низкий показатель убитых лосей на единицу площади.


Влияние на пропускную способность дорог

В одном из финских исследований (Lehtimaki, 1979) было показано, что средняя скорость на дорогах с установленными зеркалами для отпугивания диких животных была примерно на 2-5 км/ч выше, чем на дорогах без зеркал. С тех пор, как зеркала не стали больше использоваться, эта мера не стала представлять практического интереса. Других исследований, которые показывали бы, какие меры против диких животных оказывают влияние на возможность участия в ДТП, обнаружено не было. Заборы ограничивают свободу передвижения животных и могут сдерживать их приход в лес с дорог и вообще препятствовать их миграции.


Влияние на окружающую среду

Отсутствуют исследования, в которых исследовалось бы влияние описанных выше мероприятий на окружающую среду.


Затраты


Норвежское исследование (Messelt, 1994) дает следующую оценку затрат на осуществление мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных:

Установка предупреждающих знаков  - 1500 крон/1 знак.

Установка ограждений вдоль дороги  - 240000-300000 крон/1 км дороги.

Нанесение запахов для отпугивания животных  - 2350-9200 крон/1 км дороги.

Расчистка леса, первый раз  - 30000-60000 крон/1 км дороги.

Меры по уходу за расчищенными полосами леса - расходы на годовом уровне  - 2000-5000 крон/1 км дороги.

Удаление кустарников  - 400-1000 крон/1 км дороги.

Для прореживания стад диких животных оценок затрат не обнаружено.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Количество ДТП с участием диких животных на всей дорожной сети Норвегии составляет в среднем 0,06 происшествий на 1 млн. авт-км пробега. Для участков с наибольшим количеством ДТП эта цифра, естественно, гораздо больше. На дороге государственного значения - 3, проходящей по долине в коммуне Стур-Элвадал, количество ДТП с участием диких животных доходит до 0,30 на 1 млн. авт-км в год (Messelt, 1994).


Приведем пример расчета. Дорога с суточной интенсивностью движения, равной 1500 авт/сут, и уровнем риска ДТП - 0,02 ДТП с участием диких животных и дорожно-транспортным травматизмом на 1 млн. авт-км. Установка ограждения вдоль дороги позволяет сократить количество ДТП на 25%, что приводит к экономии от сокращения количества ДТП в размере 0,36 млн. крон на 1 км дороги. Расчистка леса и кустарников вдоль дороги, позволяющая сократить количество ДТП на 20%, дает экономию в размере 0,40 млн. крон, причем затраты от реализации этих мер превышают выгоду от них. Нанесение запахов, отпугивающих животных, производится ежегодно и затраты от него составляют 7000 крон на 1 км дороги в год. При вышеуказанных предпосылках составляет экономия от сокращения количества ДТП примерно 14000 крон.


О влиянии нанесения запахов на количество ДТП имеется только одно исследование. Поэтому как влияние, так и расходы от реализации мероприятия являются весьма ненадежными. Можно сделать вывод, что следует продолжать опыты с нанесением отпугивающих запахов.


Анализ эффективности вложенных на реализацию средств показывает, что такие меры против диких животных в конкретном месте (Норвегия, Акерхюс, Mysen, 1996), как расчистка леса вдоль дороги, ограждения от диких животных и устройство специальных переходов для животных (типа скотопрогонов) в разных уровнях являются выгодными решениями особенно в местах, где количество ДТП с участием диких животных высокое (выше чем 0,1 происшествие на 1 км дороги за год).




 

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: