Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

О.4. Комплексные программы повышения безопасности дорожного движения в регионах Введение

Обычной проблемой в работе по предотвращению происшествий и ранений является недостаточная мотивация работы. Причиной того, что многие не хотят заниматься работой по предотвращению происшествий и ранений, является то, что они не считают проблемой происшествия и что не считают полезным чтолибо делать, чтобы предотвратить происшествия (Hoff, 1996). Поэтому успешная работа по предотвращению происшествий в определенной степени зависит от возможности показать хорошие примеры такой работы. Такие примеры могут послужить мотивацией для других.

Предпосылкой успешной работы по предотвращению происшествий является наличие хороших знаний о том, как много происшествий происходит фактически, кто страдает при этом и каковы обстоятельства вокруг происшествий. Существующая статистика происшествий часто дает недостаточную картину проблем, связанных с происшествиями. В норвежской государственной статистике имеется большая недорегистрация ДТП с травматизмом (Borger, Fosser, Ingebrigtsen, Sаtermo, 1995). Для многих других типов происшествий, домашних происшествий и происшествий в свободное время не существует какого-либо приемлемого порядка регистрации, который бы охватывал все регионы Норвегии в целом. Недостаточная регистрация происшествий затрудняет получение обзора об объеме происшествий в обществе и может привести к недооценке проблем, связанных с происшествиями.

Ответственность за предотвращение происшествий рассредоточена между многими инстанциями. Это действительно, если рассматривать только определенный тип происшествий как ДТП. Ответственность за предотвращение ДТП поделена между коммуной, государством, полицией, школьным учреждением и другими. Никто из них не назначен нести комплексную ответственность за предотвращение происшествий.

Для того, чтобы создать хорошие примеры работы по предотвращению происшествий, Всемирная организация здравоохранения выдвинула идею "Безопасное местное общество" (Hoff, 1996). Для того, чтобы быть одобренным в качестве безопасного местного общества, оно должно выполнить определенные требования, касающиеся работы по предотвращению происшествий. Совокупные программы безопасности в местном обществе должны быть направлены на создание лучших основ для местной работы по предотвращению происшествий, показав примеры того, как такая работа может быть организована и может привести к сокращению количества раненых в тех обществах, в которых программы осуществляются.

Описание мероприятий

Под комплексной программой безопасности в регионе понимаются систематические мероприятия по предотвращению происшествий, имеющие следующие отличительные черты:
1. Через определенное время осуществляется систематическая регистрация происшествий на местном уровне. Ответственными за регистрацию являются, как правило, больницы или другие органы здравоохранения.
2. На основе регистраций происшествий выделяются доминирующие проблемы в регионах, связанные с происшествиями, в регионах. Знание об этих проблемах распространяется в обществе с помощью газет, местного радиовещания, собраний населения и другими способами.
3. В регионах создается группа управления по предотвращению происшествий с участием всех сторон, которые, как предполагается, могут способствовать предотвращению происшествий, в том числе обычно коммуна (администрация и политики), школьное учреждение, медицинская служба, полиция, пожарная служба, представители экономических кругов и общественные организации.
4. Ставится подтвержденная цифрами цель по сокращению количества происшествий, например, на ближайшие 2 или 3 года. Разрабатывается набор мероприятий для достижения этой цели. Предполагается, что группа управления по предотвращению происшествий поддерживает и цель, и программу. Мероприятия могут быть техническими, за которые отвечает государственный сектор, и мероприятиями, которые предполагают измененное поведение каждого отдельного лица.
5. Осуществляется программа мероприятий. Во время всего осуществления точно наблюдается картина развития количества происшествий и ранений и сообщается всем участникам программы мероприятий.
6. После осуществления программы мероприятий проводится исследование того, как она действовала на количество происшествий в регионе. Результаты доводятся до сведения и по ним делаются возможные изменения в целях по предотвращению происшествий или в программе мероприятий.
Программы, которые в основном следуют этим правилам, проводятся в ряде регионов Норвегии, и в других странах. Программы были направлены против ДТП и других типов происшествий.

Влияние на аварийность

Результаты, представляемые здесь, построены на следующих исследованиях влияний совокупных программ безопасности в местных обществах.

Tellnes, 1984 (Вэрен, Норвегия).
Schelp, 1987 (Фальчепинг, Швеция).
Guyer, Gallagher, Chang, Azzara, Cupples, Colton, 1989 (города в Массачусетсе, США).
Haugen, 1991 (хутор в Телемарке, Норвегия).
Davidson, Durkin, Kuhn, O'Connor, Barlow, Heagarty, 1994 (Гарлем, Нью-Йорк, США).
Ytterstad, Wasmuth, 1995 (Харстад, Норвегия).
Hingson, McGovern, Howland, Heeren, Winter, Zakocs, 1996 (Массачусетс, США).

На основе этих исследований лучшая оценка влияния программ на количество происшествий приведена в табл. О.4.1 (процентное изменение количества происшествий с травматизмом в год).
Табл. О.4.1 показывает, что достигнуто сокращение приблизительно на 30% количества ДТП, рассчитанных на основе специальных регистров происшествий, созданных на местах в связи с реализацией программ. Количество происшествий других типов сократилось примерно на 20%.

Таблица О.4.1. Влияния комплексных программ по безопасности в регионах на количество происшествий с травматизмом

Источник данных о происшествиях Процентное изменение количества происшествий
На какие типы происшествий оказывается влияние Лучшая оценка Разброс влияний (пределы колебания результатов)
Специальные регистры ДТП -29 ( -35; -22)
Официальный регистр происшествий ДТП +8 (+6; +9)
Специальные регистры Другие типы происшествий -17 (- 22; -12)

Если рассматривать только происшествия, зарегистрированные в официальном регистре происшествий, то окажется, что произошло повышение примерно на 9-10%. Объяснение этому вероятно заключается в том, что качество регистрации ДТП в официальном регистре улучшилась в тех регионах, в которых осуществляются программы безопасности. Стимулирование интереса к безопасности может привести к тому, что люди с большим вниманием будут относиться к обязанности регистрации ДТП и в большей степени, чем раньше, будут делать это.

Влияние на пропускную способность дорог

Влияние на пропускную способность автомобильных дорог комплексных программ безопасности в регионах зависят от того, какие мероприятия входят в такие программы. В Харстаде (Норвегия), где в период 1985-92 гг. осуществлена обширная программа, в нее входили следующие мероприятия (Ytterstad, Wasmuth, 1995): информационная мера (в виде брошюр, докладов, памяток для родителей и т.д.), реконструкция участков с большим количеством происшествий на сети дорог, порядок выдачи оборудования безопасности для детей в автомобилях, бесплатная установка стопсигналов на большей высоте на автомобилях и полицейский контроль. Это в основном мероприятия, которые не влияют на пропускную способность дорог.

Влияние на окружающую среду

Исследования не подтверждают влияние комплексных программ безопасности в регионах на окружающую среду.

Затраты

Ни одно из исследований о программах безопасности в регионах, на которые дается ссылка в этом параграфе, не приводит сведений об общих расходах на программы. Расходы изменяются в зависимости от объема программ, содержания и продолжительности. Поэтому трудно указать общие расходы.

Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Формальные оценки выгоды и затрат для комплексных программ безопасности в регионах отсутствуют. На основе регистра раненых государственного института здравоохранения можно рассчитать, что частота ранений в ДТП в Норвегии составляет примерно 8 на 1000 жителей в год, т.е. из 1000 человек в среднем 8 человек получают ранения в ДТП в год. В среднем число жителей в норвежской коммуне составляет примерно 10000 человек. Следовательно, среднее количество получивших травмы в ДТП в одной норвежской коммуне в течение года составит примерно 80 человек. Эти ранения представляют общественно-экономическую стоимость примерно в 40 млн. крон в год на коммуну. Если количество ранений в ДТП можно сократить на 25%, то общественно-экономическая экономия составит примерно 10 млн. крон в год на коммуну. Программа мероприятий, стоящая в год меньше этой суммы и которая не имеет неблагоприятного влияния относительно других целей (как, например, пропускная способность), является поэтому выгодной с общественно-экономической точки зрения.

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: