Поиск:
Основные направления деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>


ЧАСТЬ I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Основные положения и содержание Справочника



1.1. Назначение Справочника


В Норвегии ежегодно 11000-13000 человек гибнут или получают ранения в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), которые регистрируются полицией (Центральное статистическое бюро, 1996 год). Действительное количество пострадавших значительно больше. Если учитывать ранения, полученные в результате ДТП, в которых кроме велосипедистов участвуют другие участники движения (около 9000 чел. в год), то ежегодное количество пострадавших в ДТП составит 35000-37000 человек (Borger, Fosser, Ingebrigtsen og Sаtermo, 1995). Количество погибших в ДТП в последние годы находилось в пределах 250-300 человек в год.

ДТП являются одной из основных проблем Норвегии, связанных со здоровьем населения. ДТП приходятся в значительной степени на людей молодого и среднего возраста и поэтому приводят к многим потерянным годам жизни. Общественно-экономические потери, связанные с ДТП, оцениваются в 20-25 млрд. крон в год (Hagen, 1997).

Участником движения быть опасно, значительно опаснее, чем заниматься большинством других дел, которыми люди занимаются ежедневно (Fosser og Elvik, 1996). Поэтому большинство специалистов считает, что необходимо снижать уровень опасности, присущий дорожному движению. Об этом высказывались неоднократно также органы власти. Последнее относится к сообщению стортинга о плане развития дорог и дорожного движения в Норвегии на период 1998-2007 гг., в котором, в частности, говорится:

"Вопросы безопасности дорожного движения занимают центральное место в дорожной политике... Попрежнему теряем… в пределах 250-300 человеческих жизней и 12000 человек ежегодно получают ранения в дорожно-транспортных происшествиях. Мы не можем успокаиваться на этом… Министерство транспорта считает важным продолжать работу по сокращению риска происшествий и степени тяжести происходящих происшествий".

(Министерство транспорта, сообщение стортинга ?37, 1996-1997 гг., план развития дорог и дорожного движения на период 1998-2007 гг.).

 

Специалистам, проводящим работу по сокращению количества ДТП и ранений, связанных с ними, необходима информация о том, какие мероприятия способствуют повышению безопасности дорожного движения.

Цель настоящего Справочника - дать полный и систематизированный обзор знаний об эффективности различных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Помимо этого дается информация о том, каким образом эти мероприятия влияют на пропускную способность автомобильных дорог и окружающую среду. Приводятся также сведения о расходах, связанных с применением этих мероприятий.

Справочник обращен прежде всего к тем, кто по своей профессии работает над повышением безопасности дорожного движения. Тем не менее, он готовился не только для специалистов. Смысл Справочника в том, что он будет полезен для всех, кто желает иметь некоторое представление о мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения - даже тем, кто не является специалистом в данной области.

Справочник по безопасности дорожного движения строится на исследованиях влияния мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на аварийность, выполненных во всем мире. В нем сопоставляются результаты этих исследований и приводятся, насколько это возможно, количественные данные о влияниях на ДТП и ранения мероприятий, описываемых в Справочнике. Качество этих сведений изменяется в зависимости от вида мероприятий. Эффективность многих мероприятий еще недостаточно изучена.

Вместе с тем в Норвегии и многих странах мира проводятся исследования влияния мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на аварийность и их экономической эффективности. В ряде стран накоплен достаточно большой практический опыт. Однако эти знания не всегда легко доступны для тех, кто в них нуждается. Многие результаты исследований распылены в большом количестве отчетов и частично имеются в профессиональных журналах и других специальных публикациях, которые не всегда доходят до тех, кто нуждается в информации. Возможно Справочник облегчит доступ к знаниям и, тем самым, приведет к улучшению их использования.

1.2. На какие вопросы отвечает Справочник?


В Справочнике по безопасности дорожного движения можно найти ответы на следующие вопросы:


" Какие мероприятия можно применять для сокращения количества ДТП и/или степени тяжести этих ДТП?
" На какие виды ДТП влияют различные мероприятия?
" Что показывает международный опыт исследования эффективности разных мероприятий?
" Как влияют отдельные мероприятия на пропускную способность автомобильных дорог и окружающую среду?
" Как часто используются различные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в Норвегии в настоящее время? Какова стоимость этих мероприятий?
" Возможно ли произвести оценку отношения "выгода/затраты" для отдельных мероприятий? Какие мероприятия дают наибольшую выгоду для безопасности движения относительно затрат на эти мероприятия? Какие мероприятия дают наибольшие общие выгоды для безопасности дорожного движения, пропускной способности и охраны окружающей среды по сравнению с затратами на них?

 

Не всегда можно дать точный или однозначный ответ на поставленные выше вопросы. Например, влияние мероприятия на количество происшествий может изменяться от места к месту, в зависимости, в частности, от качества проектирования мероприятия, количества происшествий на участке, осуществления других мероприятий и т.д. В частности, поэтому различные исследования эффективности одного и того же мероприятия могут давать различные результаты.

В Справочнике сделана попытка дать наиболее конкретные ответы на поставленные вопросы, основываясь как на опыте Норвегии, так и на международном опыте.


1.3. Построение Справочника


Справочник состоит из четырех частей: общая часть, основные средства воздействия, конкретные средства воздействия, библиография и терминология. Каждую часть можно читать отдельно. Это же относится и к главам в каждой части.

В части III (конкретные мероприятия воздействия) восемь глав подразделены на разделы. В первом разделе приводится обзор мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, о которых говорится в главе. В последующих разделах даются описания мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Каждую из этих глав можно читать отдельно.

В шести главах части I дается описание цели Справочника и его построения, как создавался Справочник, происшествия и риск ДТП в дорожном движении, профессиональной оценки, теорий и методов исследования безопасности дорожного движения и использования Справочника.

В части II приводится описание 14 основных мероприятий для оказания влияния на безопасность движения. Эти мероприятия являются общими и применяются в обществе в различных областях. Они не всегда воспринимаются как мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Однако основные мероприятия воздействия имеют большое значение, поскольку они могут влиять на интенсивность и состав дорожного движения, и распределение дорожного движения по дорожной сети. Эти средства воздействия могут также влиять на последствия ДТП.

Восемь глав части III описывают в общей сложности 110 конкретных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в следующих областях:

 

" Проектирование и оборудование дорог - 20 мероприятий.
" Содержание дорог - 9 мероприятий.
" Организация дорожного движения - 21 мероприятие.
" Конструкция транспортного средства и средства индивидуальной защиты - 28 мероприятий.
" Технический осмотр транспортного средства и лицензирование предприятий автосервиса - 4 мероприятия.
" Требования, предъявляемые к водителям, обучение водителей и профессиональное вождение - 13 мероприятий.
" Учебные и информационные кампании для участников дорожного движения - 4 мероприятия.
" Контроль и санкции - 11 мероприятий.

 

Каждая из глав, описывающая мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в части II (14 разделов) и части III (8 глав) Справочника, написана в едином стиле изложения материала. Это сделано с целью облегчения сопоставления мероприятий. Главы, посвященные мероприятиям по повышению безопасности дорожного движения, разделены на следующие постоянные разделы:

 

" введение;
" описание мероприятий;
" влияние на аварийность;
" влияние на пропускную способность дорог;
" влияние на окружающую среду;
" затраты;
" оценки отношения "выгода/затраты";
" формальная ответственность.

Ниже приводится описание вопросов, обычно рассматриваемых в каждом разделе.


Введение


В этом разделе дается описание проблемы безопасности дорожного движения, которая, как считается, будет разрешена или сокращена при помощи мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Проблему может, например, представлять большое количество ДТП, высокий риск ДТП или тяжелые ранения. Например, пешеходы и велосипедисты чаще подвергаются ДТП с травмами людей в пересчете на километр, пройденный ими в качестве участников дорожного движения, чем водители. Они также чаще получают тяжелые ранения, чем водители.

Насколько возможно, описание проблем безопасности дорожного движения, на которые должно влиять каждое мероприятия, сопровождается официальными статистическими данными в виде количества происшествий или вероятности риска оказаться в ДТП. Однако не все проблемы безопасности дорожного движения можно представить в цифрах вполне удовлетворенным образом. Проблемы могут иметь оттенки, которые трудно выразить в цифрах. Это, например, относится к таким проблемам как ненадежность и страх, которые сокращают потенциал жизни.

Многие мероприятия по безопасности дорожного движения направлены на решение локальных проблем, т.е. проблем с ДТП, которые можно избежать или ограничить по времени и месту. Однако это не относится ко всем мероприятиям. Некоторые мероприятия направлены на решение более общих проблем. Это, в частности, относится к мерам по информационному обеспечению и обучению. Трудно точно определить, на какое количество ДТП повлияют такие мероприятия.

Все конкретные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, о которых говорится в части III Справочника, имеют своей целью или одну из основных своих целей повышение безопасности дорожного движения. Для некоторых других мероприятий другие цели могут быть не менее важными, чем повышение безопасности дорожного движения. В частности, это относится к ряду мероприятий по совершенствованию дорог, когда важной целью является повышение пропускной способности дорог и снижение влияния на окружающую среду.


Описание мероприятий


В этом разделе приводятся сведения о том, как спроектировано мероприятие, на что оно направлено и как часто оно применяется в настоящее время. Обычно подробное техническое описание не дается. Для технических мероприятий приводятся рисунки, иллюстрирующие применение таких мероприятий.


Влияние на аварийность


Важный раздел, описывающий, какие влияния на происшествия, возможно на тяжесть ранений при ДТП, оказывает мероприятие в соответствии с проводимыми исследованиями. Степень влияния указывается в цифрах относительно процентного изменения ДТП или ранений людей, когда такие данные имеются. Для мероприятий, по которым отсутствуют исследования и нет возможности дать количественную оценку их эффективности, использованы другие подходы для оценки.

Многие статистические данные об изменении количества происшествий, являются ненадежными. Важнейшие причины снижения надежности приведены для каждого мероприятия. В разделах 3 и 5 общей части Справочника по безопасности дорожного движения более подробно рассматриваются причины низкой надежности данных и как их следует оценивать.


Влияние на пропускную способность дорог


Помимо влияния на происшествия и ранения, многие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения оказывают также влияние на проезжаемость и пропускную способность дорог. Под проезжаемостью понимают наличие возможности проезда. Пропускная способность - это максимальное количество автомобилей, которое может проехать от пункта "А" в пункт "В" в единицу времени. Пропускную способность можно повысить путем увеличения скорости движения.

Повышение пропускной способности дорог является важной целью, преследуемой многими мерами, в дополнение к повышению безопасности дорожного движения. При оценке отношения "выгода/затраты" необходимо учитывать все положительные и отрицательные стороны влияния мероприятия. Для того, чтобы Справочник по безопасности дорожного движения можно было применять в качестве основы для оценки мероприятия по отношению "выгода/затраты", приводится краткое описание влияния мероприятий на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду


Проблемы охраны окружающей среды, связанные с дорожным движением, в последние годы привлекли к себе повышенное внимание. В особенности это относится к проблемам загрязнения воздуха. Вероятно, будет придаваться большее значение влияниям различных мероприятий на окружающую среду. Такие влияния включают шум и загрязнение в широком смысле слова. Крупные вмешательства в ландшафт и изменения в использовании земельных площадей следует также считать важными факторами влияния на окружающую среду.

Ряд мероприятий по повышению безопасности дорожного движения могут оказывать влияние на окружающую среду. Эти влияния рассматриваются, поскольку они должны входить в общественную оценку того, насколько желательными являются используемые мероприятия. Рассмотрение строится, насколько возможно, на положениях Справочника по охране окружающей среды (Kolbenstvedt, Silborn, Solheim, 1996).

Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения могут оказывать влияние на социальные аспекты окружающей среды. Например, на общение соседей может повлиять прокладка крупной дороги, которая образует барьер между ними. Как окружающую среду в широком смысле слова можно также рассматривать условия, касающиеся испытанной надежности в дорожном движении, и рабочую среду профессионального водителя.


Затраты


Для большинства мероприятий приводятся сведения об их стоимости. Эти сведения взяты частично из бюджета и финансового отчета, частично из отчетов по научно-исследовательским работам и частично получены от производителей и продавцов оборудования безопасности. Надежные данные по затратам найти непросто. Бюджет в основном составлен так, что расходы на определенные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения невозможно непосредственно определить. Как правило в бюджете и финансовом отчете могут быть представлены только затраты на группу мероприятий.

Производственные расходы на оборудование для автомобилей, например, на ремни безопасности, обычно также не очень хорошо известны. Приводятся только сведения о продажных ценах на такое оборудование, объеме продаж. Эти цены могут быть значительно выше производственных расходов, однако, они дают некоторое представление о порядке величины производственных расходов.< > Приводимые данные расходов, как правило, являются средними цифрами за "единицу" мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, например, за километр пешеходной и велосипедной дорожки, кругового движения, на регулируемый перекресток, ремень безопасности, комплект тормозов с антиблокировочным устройством и т.д. В дополнение приводятся сведения об общих затратах, когда объем применения мероприятия достаточно хорошо известен.

Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий


Как влияния на происшествия, так и влияния на пропускную способность дороги и окружающую среду, и расходы на осуществление мероприятий существенно различаются в зависимости от типа мероприятий. Мероприятия не приносят большой выгоды по сравнению с затратами на них.

В разделе об оценках окупаемости мероприятий обсуждается вопрос о том, насколько хорошим основанием подобные оценки служат для отдельного мероприятия. В случае мероприятия, влияние которого недостаточно хорошо изучено, нельзя делать формализованных оценок эффекта от вложенных на мероприятие средств (соотношения выгоды и затрат). Для других мероприятий, в некоторой степени, можно делать такие оценки.

В последние годы расходы, связанные с ДТП, стоимость времени и расходы, связанные с охраной окружающей среды, были существенно пересмотрены относительно прежних расчетов. Анализы выгод и затрат, выполненные до 1995г., не являются поэтому представительными для сегодняшней экономической оценки безопасности дорожного движения, пропускной способности дорог и влияния на окружающую среду. Результаты зарубежных анализов отношения выгоды к затратам трудно также приспособить к норвежским условиям. Поэтому во многих главах приводятся примеры расчета, которые считаются представительными для выгоды и затрат на мероприятия, как они в настоящее время осуществляются в Норвегии. Анализы отношения выгоды к затратам подробно рассматриваются в главе 6 общей части Справочника.


1.4. Роль научных исследований в выборе политики в области повышения безопасности дорожного движения


Исследование в области безопасности дорожного движения является вспомогательным средством для повышения эффективности проведения политики в области безопасности дорожного движения. Под политикой понимаются решения, принимаемые властями, о том, какие цели необходимо ставить и какие мероприятия необходимо принимать для повышения безопасности дорожного движения. Целью научных исследований как основы для проведения политики в области безопасности дорожного движения является, в частности, информирование о том, на какие и какое количество ДТП могут повлиять различные мероприятия, развитие и распространение знания о том, какое влияние различные мероприятия оказывают на ДТП и представление идей о разработке новых мероприятий или усовершенствований существующих мероприятий.

Решения о мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения не могут строиться исключительно на научных исследованиях. Научные исследования не всегда могут ответить на вопрос как сократить количество ДТП. Только при осознании проблемы обеспечения безопасности дорожного движения политиками и властями возможно принятие наиболее радикальных мер.< > Поэтому важной предпосылкой для проведения научных исследований в области безопасности дорожного движения является то, что общество осознало проблему и желает сокращения ДТП. Исследования должны показать, как лучше это сделать, исследуя влияние тех мероприятий, которые власти приняли в целях сокращения количества происшествий.

Одновременно исследователи должны попытаться отделить профессиональные вопросы от политики (Нaight, 1988). Исследователи должны производить знания. Другие специалисты отвечают за внедрение этих знаний в практику. Задачей исследователей является также указание трудностей для осуществления эффективного мероприятия. Это означает, что исследования должны быть практическими и не связанными с интересами, которые способствуют или препятствуют осуществлению определенных мероприятий, независимо от наличия знаний, от эффективности этих мер. Исследования, проводимые по заданию властей, могут зависеть от интересов выдавшего это задание, поэтому не всегда являются достаточно обоснованными (Trinca и др., 1988 г.). Объединение критической направленности исследований с их ролью в поддержке конкретных практических решений является трудной задачей.

Научную объективность невозможно измерить и взвесить таким же образом, как физические величины. Нет и абсолютных гарантий научной объективности. На практике критика исследователем работ других исследователей и гласность результатов являются одним из важнейших факторов, способствующих поддержке объективного исследования. Однако и это не гарантирует объективность. Даже самое лучшее исследование не является достаточным для того, чтобы общество могло полностью осознать и решить проблемы безопасности движения. Знание того, каким образом влияют различные мероприятия, является необходимым, но далеко недостаточным для решения этих проблем. Кроме знания, должно присутствовать желание решить проблемы и должны иметься необходимые ресурсы для осуществления эффективных мероприятий. Должен также быть административный аппарат, который следил бы за реализацией мероприятий.

<<предыдущий | оглавление  |  cледующий>>

 


Поиск: